Индекс
Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко



Учебная программа

Дисциплина История английского языка

Специальность 033200 Иностранный язык



Пояснительная записка.

Цель курса - ознакомить студентов с основными этапами развития языка на основе

положений теории языка (общего языкознания) и германистики, закономерностями и

факторами языкового развития, специфическими условиями эволюции германских

языков. Акцентируется роль истории языка в общетеоретической подготовке студента-

филолога, учителя английского языка в общем контексте междисциплинарных связей

(блок теоретических и практических дисциплин), в аспекте межъязыковых и

межкультурных контактов на всем протяжении истории английского языка. Ставятся

задачи сформировать научные представления об основных закономерностях языкового

развития и основных этапах эволюции английского языка; знание основных явлений и

фактов, умение интерпретировать языковые факты в их исторической перспективе;

аргументировать языковые процессы в их взаимосвязи в рамках отдельных языковых

уровней; умение читать и анализировать источники.

Содержание курса.

Предмет и задачи курса истории английского языка. Междисциплинарные связи.

Закономерности языкового развития. Генетическая принадлежность английского языка.

Периодизация истории английского языка.

Общие сведения о германских языках: фонетические, морфологические особенности;

лексическая система.

Древнеанглийский (англосаксонский) язык. Источниковедческая база. Фонетическая

система: вокализм, консонантизм, словесное ударение.

Морфология частей речи древнеанглийского языка как "периода полных окончаний".

Система имени, словоизменительные категории. Местоимения.

Древнеанглийский глагол: классы глаголов, словоизменительные категории.

Неличные формы.

Синтаксис простого и сложного предложения. Словарный состав; система

cловообразования (обзор). Диалектное варьирование языковой системы.

Среднеанглийский период. Норманское завоевание как поворотный пункт развития

в истории английского языка. Источниковедческая база.

Общая характеристика фонетического строя: изменения в системе

вокализма/консонантизма/акцентной структуре.

Грамматический строй периода "нивелированных окончаний". Изменения в

словоизменительных категориях имени. Местоимения. Артикль.

Изменения в системе глагола в среднеанглийский период. Рост черт аналитизма в

языковой системе. Изменения в синтаксическом строе.

Формирование национального языка, его литературной нормы на базе лондонского

диалекта. Становление функциональных стилей. Орфография среднеанглийского и

ранненовоанглийского периода.

Изменения в фонетическом строе языка в новоанглийский период. Великий сдвиг

гласных и другие изменения.

Основные изменения в морфологии частей речи; изменения в словарном составе.

Формирование основных типологических особенностей в области синтаксиса.

Развитие простого и сложного предложения. "Внешнее" варьирование языковой системы.

Нормализационные процессы в XVIII в.

Требования к уровню усвоения программы.

Студент обязан хорошо ориентироваться в фундаментальных теоретических

положениях и понятиях: место и роль курса истории языка в профессиональной

подготовке учителя, основные особенности исторического развития языка, его этапы и

периоды. В процессе изучения курса должно сформироваться четкое представление об

основных исторических этапах и их языковой специфике на разных уровнях языка,

взаимодействии внутриязыковых и экстралингвистических факторов изменений,

специфических особенностях динамики отдельных уровней и подсистем языка, классов

слов, синтаксического строя, графики и орфографии. Итоговый контроль осуществляется

на экзамене.

Промежуточный контроль осуществляется путем тестирования уровня усвоения

базисных положений, основополагающих языковых процессов и их проекции на

отдельные уровни языковой системы (см. ниже), путем рейтинговой оценки ответов

студентов на семинарских занятиях, выступлений с реферативными сообщениями.

Примерный перечень вопросов к экзамену.

Итоговый контроль включает: 1) проверку усвоения теоретического материала; 2)

практических умений анализа языковых факторов посредством их развернутого

комментирования.

Теоретические вопросы.

1. Предмет истории языка, его место в подготовке преподавателя филолога. Понятие

языкового развития, характерные особенности и факторы. Генетическая

принадлежность английского языка.

2. Общие особенности германских языков (фонетика, морфология, словарный состав).

Особенности вокализма и консонантизма, их индоевропейские соответствия.

3. Периодизация истории английского языка. Общая характеристика

древнеанглийского периода. Письменные источники. Графика и орфография.

4. Система гласных древнеанглийского периода, их происхождение и германские

соответствия.

5. Система согласных древнеанглийского периода (общая характеристика и

динамические процессы).

6. Общая характеристика системы частей речи. Числительное. Наречие.

7. Имя прилагательное: общегерманские черты, парадигмы.

8. Система местоимений в древнеанглийском языке, ее специфика. Разряды

местоимений.

9. Древнеаглийский глагол (общая характеристика). Грамматические категории.

Неличные формы.

10. Морфологическая классификация древнеанглийских глаголов. Сильные глаголы

(классы, спряжения).

11. Система имени существительного в древнеанглийском языке: категории, типы

склонений.

12. Словарный состав древнеанглийского языка: этимология, продуктивные модели

словообразования.

13. Синтаксис древнеанглийского периода. Особенности словосочетаний и

предложений.

14. Общая характеристика среднеанглийского периода. Источники. Изменения в

графике.

15. Словесное ударение в среднеанглийский период. Изменения в системе вокализма.

16. Консонантизм среднеанглийского периода. Изменения в орфографии.

17. Общая характеристика системы частей речи. Артикль. Предлоги и союзы.

18. Изменения в системе форм имени существительного, прилагательного,

местоимения в среднеанглийский период.

19. Изменения в системе глагола в среднеанглийский период. Парадигма сильных

глаголов.

20. Рост черт аналитизма в среднеанглийский период в системе глагольных форм.

21. Особенности синтаксиса среднеанглийского периода.

22. Общая характеристика новоанглийского периода. Особенности нормализационных

процессов в XVIII в.

23. Изменения в фонетической системе новоанглийского периода. Сдвиг гласных.

24. Изменения в системе вокализма в новоанглийский период: вокализация сочетаний

"гласный + r", другие изменения.

25. Изменения в системе согласных. Орфография новоанглийского периода.

26. Изменения в системе частей речи: существительное, глагол, местоимение.

27. Синтаксис новоанглийского периода.

Образцы исторического комментария.

I.

1. Прокомментируйте происхождение гласных в древнеанглийских словах: eal,

cyninz; фонетические и графические изменения в словах: drifan - driven - drive;

mus - mous(e) - mouse; bearan - bearen - bear.

2. Реконструируйте фонетические и графические изменения древнеанглийского

глагола findan в средне- и новоанглийский период.

3. Определите хронологическую отнесенность предложения, прочитайте его вслух.

Морфологический анализ подчеркнутых форм:

Hir hosen (= stockings) were of fine scarlet reed (=red).



II.

1. Мотивируйте хронологическую отнесенность отрывка, прочитайте его вслух.

Морфологический анализ подчеркнутых форм: pa menn sindon zode.

2. Мотивируйте хронологическую принадлежность отрывка, укажите

синтаксические особенности.

A cooke they hadde with hem for the nones (=nuns).

3. Прокомментируйте звуковые соответствия в словах: рус. дерево - англ. tree, др.-

англ. fisc - рус. пескарь, лат. octo - готск. ahta; фонографические изменения в

словах cnyht - knight - knight.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

студентов.

1. О чем свидетельствуют явления перехода гласных /перегласовки, законы в области

консонантизма (Гримма, Вернера)?

2. Укажите общегерманские черты в области фонетики, грамматики, лексики,

свойственные современному английскому и немецкому языкам.

3. Мотивируйте положение о фонетическом принципе древнеанглийских написаний.

4. Отметьте общегерманские особенности древнеанглийского языка в области

морфологии.

5. Как можно мотивировать редукцию флексий на рубеже древне- и

среднеанглийского периода, внутрисистемными или экстралингвистическими

факторами?

6. В чем проявилось воздействие норманнско-французского языка на фонетическом

уровне?

7. Суммируйте все изменения в морфологии в среднеанглийский период.

8. В чем заключается сходство и различие между средне- и новоанглийским языком

(лексика, синтаксис)?

9. Охарактеризуйте основные преобразования фонетической системы в

новоанглийский период. В какой степени данные изменения отразились в

орфографии?

10. Проследите динамику диалектов с древнеанглийского по новоанглийский период,

их роль в формировании литературной нормы английского языка.

Тематика реферативных сообщений.

1. Латинские заимствования в разные периоды существования английского языка.

2. Сравнительный анализ системы глагольных форм в древне- и среднеанглийском

языке.

3. Сравнительный анализ синтаксиса на всем протяжении развития английского

языка.

4. Этапы развития вокализма английского языка

5. Этапы развития графики и орфографии.

6. Нормализаторская деятельность на протяжении XVI-XVIII вв. Словари и

грамматики.

Контрольный срез.



Вариант 1.

1. Перечислите общегерманские черты, свойственные английскому языку в древне- и

среднеанглийский период.

2. Каковы основные языковые изменения произошли в новоанглийский период?

3. Укажите, к каким периодам в истории языка можно отнести следующие слова?

cild aventure werre

loven techen farm

Вариант 2.

1. Заимствования из каких языков были наиболее масштабными в IX-X вв? в XI-XIV

вв?

2. В какой период произошли наиболее радикальные изменения в графической

системе? Приведите примеры.

3. Как Вы понимаете рост черт аналитизма как типологическое свойство

современного английского языка (средне- и новоанглийский периоды)?

Рекомендации для самостоятельной работы студентов.

История английского языка считается одной из самых сложных дисциплин

теоретического блока в силу междисциплинарной направленности, интегративного

характера, что затрагивает целый ряд обще- и частнофилологических дисциплин

(введение в языкознание, страноведение, фонетика, грамматика, регионоведение и др.).

Вместе с тем усвоение программы не только возможно, но может быть весьма успешным

при соблюдении определенного алгоритма:

- усвоение базисных теоретических положений о законах языкового

развития, которые проявляются на всех этапах эволюции языка

- освоение положения о полидетерминированности языкового развития

совокупностью внутрисистемных (структурных) факторов и воздействий

экстралингвистического плана

- изучение теоретических вопросов в единстве с практическими заданиями,

направленными на выработку умения анализировать языковой материал

- самостоятельного выполнения рекомендуемых тестов/контрольных работ,

заданий по историческому комментированию (с ключами), выступления с

реферативными сообщениями по узловым вопросам программы.

Литература:

Основная.

1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985.

2. Гельберг С.Я. Курс истории английского языка. - Ижевск: Издат. Дом

"Удмуртский университет", 2002.

3 . Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. СПб., 1999.

4. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М., Практикум по история английского языка.

СПб., 2000.

5. Ильиш Б.А. История английского языка / на англ. яз/, М., 1973.

6. Орехова Н.Н. История английского языка. Конспекты лекций. - Глазов, 2001.

7. Орехова Н.Н. История английского языка. Материалы к семинарским занятиям. -

Глазов, 2002.

8. Расторгуева Т.А. История английского языка /на англ. яз./. М., 1983.

Дополнительная.

1. Алексеева Л.С. Древнеанглийский язык. М., 1964.

2. Бруннер К. История английского языка. ТТ. 1 и П.М., 1955-1956.

3. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию. М., 2001.

4. Иванова И.П., Беляева Т.М. Хрестоматия по истории английского языка. Л., 1980.

5. Степонавичус А.Ю. Историческая фонетика английского языка. М., 1987.

6. Хрестоматия по истории английского языка с VII по XVII в. Сост. А.И.

Смирницкий. М., 1953.

8. Иофик Л.Л. Сложное предложение в новоанглийском языке. Л.: Изд-во ЛГУ,

1968.

9. Freborn D. From Old English to Standard English. - L., 1992.

10. Nagucka R. An Early New English Reader (16-17 c). Warszawa 1972.

Автор-составитель: доктор филологических наук, профессор Н.Н. Орехова.

Программа составлена на основании ГОС ВПО по специальности 02.17.00 "Филология".