Индекс


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования

Москва

2008



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

для профессий начального профессионального образования и

специальностей среднего профессионального образования



Автор: Тимофеев В.Г., зав. кафедрой английского языка СПбГУ.



Рецензенты: Биболетова М.З., зав. лабораторией обучения ино-

странным языкам Института содержания и методов

обучения РАО, кандидат педагогических наук, доцент

Чиграй С.Г., преподаватель английского языка 1-й

квалификационной категории ГОУ СПО технологи-

ческого колледжа № 34

Калиничева В.Г., зам. директора по учебно-

методической и экспериментальной работе ГОУ СПО

технологического колледжа № 34

Чистякова И.Г., преподаватель английского языка

Московского колледжа градостроительства и пред-

принимательства



Программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реа-

лизации образовательной программы среднего (полного) общего образо-

вания в образовательных учреждениях начального профессионального и

среднего профессионального образования в соответствии с федеральным

базисным учебным планом и примерными учебными планами для обра-

зовательных учреждений Российской Федерации, реализующих програм-

мы общего образования" (письмо Департамента государственной поли-

тики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Ми-

нобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).



ФГУ "ФИРО" Минобрнауки России, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины "Английский язык"

предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях на-

чального и среднего профессионального образования, реализующих об-

разовательную программу среднего (полного) общего образования, при

подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно "Рекомендациям по реализации образовательной про-

граммы среднего (полного) общего образования в образовательных

учреждениях начального профессионального и среднего

профессионального образования в соответствии с федеральным

базисным учебным планом и примерными учебными планами для

образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

программы общего образования" (письмо Департамента

государственной политики и нормативно-правового регулирования в

сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)

английский язык в учреждениях начального профессионального

образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования

(далее - СПО) изучается с учетом профиля получаемого

профессионального образования.

При получении профессий НПО и специальностей СПО техниче-

ского, естественно-научного и социально-экономического профилей

обучающиеся изучают английский язык как базовый учебный предмет в

учреждениях НПО - в объеме 156 часов, СПО - 78 часов. На освоение

иностранного языка в учреждениях СПО при получении специальностей

гуманитарного профиля отведено 117 часов.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих

целей:

* дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компе-

тенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,

учебно-познавательной):

речевая компетенция - совершенствование коммуникатив-

ных умений в четырех основных видах речевой деятельности

(говорении, аудировании, чтении и письме); умений планиро-

вать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция - овладение новыми языковыми

средствами в соответствии с отобранными темами и сферами

общения: увеличение объема используемых лексических еди-

ниц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в

коммуникативных целях;

социокультурная компетенция - увеличение объема зна-

ний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого

языка, совершенствование умений строить свое речевое и нере-

чевое поведение адекватно этой специфике, формирование

умений выделять общее и специфическое в культуре родной

страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция - дальнейшее развитие

умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при

получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция - развитие общих и

специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать

учебную деятельность по овладению иностранным языком,

удовлетворять с его помощью познавательные интересы в дру-

гих областях знания;

* развитие и воспитание способности и готовности к самостоя-

тельному и непрерывному изучению иностранного языка, даль-

нейшему самообразованию с его помощью, использованию

иностранного языка в других областях знаний; способности к

самооценке через наблюдение за собственной речью на родном

и иностранном языках; личностному самоопределению в отно-

шении будущей профессии; социальная адаптация; формирова-

ние качеств гражданина и патриота.



Основу примерной программы составляет содержание,

согласованное с требованиями Федерального компонента

государственного стандарта среднего (полного) общего образования

базового уровня.

Изучение английского языка по данной программе направлено на

достижение общеобразовательных, воспитательных и практических за-

дач, на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетен-

ции.

Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие

интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления,

памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кру-

гозора обучающихся, знаний о странах изучаемого языка; формирование

у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной

работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.

Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие

личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоз-

зрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направлен-

ность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодей-

ствия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и

обучающихся.

Практические задачи обучения направлены на развитие всех со-

ставляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социо-

культурной, компенсаторной и учебно-познавательной).

Одна из особенностей программы состоит в том, что в ее основа-

нии лежит обобщающе-развивающий подход к построению курса анг-

лийского языка, который реализуется в структурировании учебного ма-

териала, в определении последовательности изучения этого материала, а

также в разработке путей формирования системы знаний, навыков и

умений обучающихся. Такой подход позволяет, с одной стороны, с уче-

том полученной в основной школе подготовки обобщать материал пре-

дыдущих лет, а с другой - развивать навыки и умения у обучающихся на

новом, более высоком уровне.

Главная структурная особенность содержания обучения заключа-

ется в его делении на два модуля: основной, который осваивается всеми

обучающимися независимо от профиля профессионального образования,

и профессионально направленный (вариативный).

Изучение содержания основного модуля направлено на коррекцию

и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной

школе. В ходе освоения профессионально направленного модуля прово-

дится изучение языка с учетом профиля профессионального образова-

ния, конкретной профессии НПО или специальности СПО.

Основными компонентами содержания обучения английскому

языку в учреждениях НПО и СПО являются: языковой (фонетический,

лексический и грамматический) материал; речевой материал, тексты;

знания, навыки и умения, входящие в состав коммуникативной компе-

тенции обучающихся и определяющие уровень ее сформированности.

Отбор и организация содержания обучения осуществляются на ос-

нове функционально-содержательного подхода, который реализуется в

коммуникативном методе преподавания иностранных языков и предпо-

лагает не системную, а функциональную, соответствующую речевым

функциям, организацию изучаемого материала.

Особое внимание при таком подходе обращается на значение язы-

кового явления, а не на его форму. Коммуникативные задачи, связанные

с социальной активностью человека и выражающие речевую интенцию

говорящего или пишущего, например просьбу, приветствие, отказ и т.д.,

могут быть выражены с помощью различных языковых средств или

структур.

Содержание программы учитывает, что обучение английскому

языку происходит в ситуации отсутствия языковой среды, поэтому

предпочтение отдается тем материалам, которые создают естественную

речевую ситуацию общения и несут познавательную нагрузку.

Отличительной чертой программы является ее ориентированность

на особенности культурной, социальной, политической и научной ре-

альности современного мира эпохи глобализации с учетом роли, кото-

рую играет в современном мире английский язык как язык международ-

ного и межкультурного общения.

При освоении профессионально ориентированного содержания

обучающийся погружается в ситуации профессиональной деятельности,

межпредметных связей, что создает условия для дополнительной моти-

вации как изучения иностранного языка, так и освоения выбранной про-

фессии НПО или специальности СПО.

В соответствии с функционально-содержательным подходом ос-

новной модуль выстраивается на изученном материале предыдущих лет,

однако обобщение полученных знаний и умений осуществляется на ос-

нове сравнения и сопоставления различных видо-временных форм гла-

гола, контрастивного анализа повторяемых явлений и использования их в

естественно-коммуникативных ситуациях общения. Языковой материал

профессионально направленного модуля предполагает введение нового,

более сложного и одновременно профессионально ориентированного

материала, формирующего более высокий уровень коммуникативных

навыков и умений.

Особое внимание при обучении английскому языку обращается на

формирование учебно-познавательного компонента коммуникативной

компетенции.

В программе отдельно представлен языковой материал для про-

дуктивного и рецептивного усвоения, что предполагает использование

соответствующих типов контроля.

Примерная программа учебной дисциплины "Английский язык"

служит основой для разработки рабочих программ, в которых образова-

тельные учреждения начального и среднего профессионального образо-

вания уточняют последовательность изучения учебного материала, те-

матику учебных проектных заданий, распределение учебных часов с

учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными уч-

реждениями профессионального и дополнительного образования, реали-

зующими образовательную программу среднего (полного) общего обра-

зования.



ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ВВЕДЕНИЕ

Своеобразие английского языка. Его роль в современном мире как

языка международного и межкультурного общения. Цели и задачи изу-

чения английского языка в учреждениях начального и среднего профес-

сионального образования.

1. ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ

Описание людей (внешность, характер, личностные качества, про-

фессии)

Межличностные отношения

Человек, здоровье, спорт

Город, деревня, инфраструктура

Природа и человек (климат, погода, экология)

Научно-технический прогресс

Повседневная жизнь, условия жизни

Досуг

Новости, средства массовой информации

Навыки общественной жизни (повседневное поведение, профес-

сиональные навыки и умения)

Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и

праздники

Государственное устройство, правовые институты



2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЕ МОДУЛИ

(ВАРИАТИВНЫЕ)



Технический профиль

Цифры, числа, математические действия

Основные геометрические понятия и физические явления

Промышленность, транспорт; детали, механизмы

Оборудование, работа

Инструкции, руководства



Естественнонаучный профиль

Цифры, числа, математические действия

Основные геометрические понятия

Основные физические явления

Базовые химические понятия

Природа (природные катастрофы, защита окружающей среды)

Научно-технический прогресс

Социально-экономический профиль



Модуль 1

Межличностные отношения (социальные и производственные)

Чувства, эмоции

Образование, обучение; профессии и специальности, профессио-

нальный рост, карьера

Страны, народы, история

Туризм, краеведение

Планирование времени (рабочий день, досуг)

Искусство, музыка, литература, авторы произведений



Модуль Social English

Функциональный язык (выражение согласия, несогласия; выска-

зывание и запрашивание мнения; аргументация, контраргументация;

просьба о помощи, предложение помощи)

Организация сферы обслуживания

Переписка

Питание, напитки

Правила этикета (пунктуальность, подарки, одежда, угощение,

общепринятые правила поведения и темы для разговора; запретные темы;

продолжительность визита, прощание и уход)



Модуль Business English

Профессии и профессиональные качества, карьера, должности

Банки, финансовые инструменты, расчеты

Корпоративное устройство

Деловая переписка

Новости, средства массовой информации

Реклама



Гуманитарный профиль

Описание людей (внешность, характер, личностные качества)

Планирование времени (рабочий день, досуг)

Условия проживания, система социальной помощи

Межличностные отношения (отношения между полами, семейные

отношения, отношения между представителями разных поколений, со-

циальные отношения, межконфессиональные отношения, расовые от-

ношения)

Профессии и профессиональные качества, профессиональный рост,

карьера

Новости, средства массовой информации

Реклама

Искусство, музыка, литература, авторы произведений

Фонетический материал должен быть представлен явлениями,

овладение которыми входит в программу для начального этапа обуче-

ния, так как предполагается, что обучающиеся уже владеют основными

звуками и интонемами английского языка.

Лексический материал - 2000 слов для рецептивного усвоения,

из них 600 слов - для продуктивного усвоения. Лексический материал

должен отражать наиболее употребительные понятия различных сфер

деятельности человека. Кроме тематической лексики, которая позволяет

понимать тексты для чтения и аудирования и создавать собственные

письменные и устные тексты, отобранный лексический материал должен

включать слова и словосочетания, отражающие ту или иную сферу про-

фессиональной деятельности.

Грамматический материал

Для продуктивного усвоения:

* Простые нераспространенные предложения с глагольным, со-

ставным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом,

модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, рас-

пространенные за счет однородных членов предложения и/или второ-

степенных членов предложения; предложения утвердительные, вопро-

сительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; без-

личные предложения; предложения с оборотом there is/are; сложносочи-

ненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчи-

ненные предложения с союзами because, so, if, when, that, that is why; по-

нятие согласования времен и косвенная речь.

* Имя существительное: его основные функции в предложении;

имена существительные во множественном числе, образованные по пра-

вилу, а также исключения.

* Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные

случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Упот-

ребление существительных без артикля.

* Местоимения: указательные (this/these, that/those) с существи-

тельными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объект-

ные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every.

* Имена прилагательные в положительной, сравнительной и пре-

восходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.

* Наречия в сравнительной и превосходной степенях. Неопреде-

ленные наречия, производные от some, any, every.

* Глагол. Понятие глагола-связки. Система модальности. Обра-

зование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple/Indefinite,

Present Continuous/Progressive, Present Perfect; глаголов в Present Sim-

ple/Indefinite для выражения действий в будущем после if, when.



Для рецептивного усвоения:

* Предложения со сложным дополнением типа I want you to come

here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, (as)

though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were

you, I would do English, instead of French. Предложения с союзами nei-

ther...nor, either...or.

* Дифференциальные признаки глаголов в Past Perfect, Past Con-

tinuous, Future in the Past.

* Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite

Passive.

* Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы

передачи их значений на родном языке.

* Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing

без обязательного различения их функций.



Речевой и текстовый материал

Речевой материал, используемый в соответствии с программой,

должен позволять осуществлять общение в устной и письменной форме.

Речевой материал должен включать фразы согласия и несогласия, срав-

нения и сопоставления, речевые клише, позволяющие строить диалоги-

ческую и монологическую речь в соответствии с правилами дискурса.

Текстовый материал должен быть представлен как материалами о

странах изучаемого языка, так и о России, чтобы формировать языковую

личность, владеющую социокультурными знаниями и понимающую

культуру родной страны и стран изучаемого языка.

Используемый текстовый материал должен быть представлен раз-

нообразием жанров и типов текстов, используемых для обучения. В ка-

честве материалов для чтения и аудирования необходимо использовать

аутентичные материалы.

Тексты для чтения:

- информационные - реклама, объявления, надписи, брошюры,

путеводители, материалы сайтов Интернета, инструкции, бланки, фор-

мальные/неформальные письма, интервью, репортажи, телепрограммы;

- публицистические - газетная/журнальная статья, эссе, интервью,

репортаж, письмо в газету/журнал, материалы сайтов Интернета, отзыв

на фильм/книгу, публичное выступление;

- художественные - рассказ, отрывок из романа/пьесы, стихотво-

рение;

- научно-популярные - газетная/журнальная статья, статьи из эн-

циклопедии или другой справочной литературы, викторины, текст из

учебника, доклад, описание;

- технические - описания и руководства по эксплуатации приборов

и механизмов.



Тексты для аудирования:

- информационные - новости, инструкции, объявления в аэропор-

ту/самолете/поезде/автобусе, рекламное объявление, радио- и телепере-

дача, экскурсия, описание, интервью;

- публицистические, научно-популярные - интервью, публичная

дискуссия, репортаж, публичное выступление;

- бытовые ситуации - знакомства, просьбы о помощи, беседы, раз-

говор по телефону;

- художественные - короткий рассказ, отрывок из художественно-

го произведения, песня, фрагмент видеофильма.



Знания, навыки и умения, входящие в состав коммуникатив-

ной компетенции обучающихся

Коммуникативная компетенция в иностранном языке предполагает

владение комплексом знаний, навыков и умений, которые входят в со-

став всех компонентов коммуникативной компетенции - языкового

(лингвистического), речевого, социокультурного, учебно-

познавательного и компенсаторного.



А. Языковая (лингвистическая) компетенция

В учреждениях НПО и СПО предполагается систематизация язы-

ковых знаний обучающихся, полученных в основной школе, продолжа-

ется овладение обучающимися новыми языковыми знаниями в соответ-

ствии с требованиями базового уровня владения английским языком.

Обучающиеся должны владеть правилами выполнения тех или иных ре-

чевых поступков, осознанно осуществлять их, осуществлять перенос со-

ответствующих знаний из родного языка, осуществлять межпредметные

связи.

Однако владение названными правилами не предполагает форми-

рование филологической компетенции высокого уровня и не является

самоцелью. Обучающиеся должны лишь понимать структуру выполняе-

мого действия, отличать одну форму от другой и понимать ее значение.



Б. Речевая компетенция

Речевые навыки (слухопроизносительные (фонетические),

лексические, грамматические и орфографические)

Навыки в речевой деятельности соотносятся с речевыми опера-

циями и являются компонентами речевых умений. Основными крите-

риями сформированности речевых навыков являются автоматизм, ус-

тойчивость, гибкость, безошибочность, соответствие норме языка, оп-

тимальная скорость выполнения. В процессе обучения у учащихся

должны быть сформированы рецептивные и экспрессивные слухопроиз-

носительные, лексические и грамматические навыки, а также технические

навыки чтения и письма.



Слухопроизносительные (фонетические) навыки

Совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе

применительно к новому языковому материалу, навыков правильного

произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и

фразах; совершенствование ритмико-интонационных навыков оформ-

ления различных типов предложений (утвердительных, отрицательных,

вопросительных, побудительных).

Лексические навыки

Систематизация лексических единиц, изученных в основной школе;

овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы,

проблемы и ситуации устного и письменного общения.

Расширение потенциального словаря за счет овладения интерна-

циональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов,

образованных на основе продуктивных способов словообразования.

Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексиче-

ских единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной

школы и профессиональных направлений учреждений НПО и СПО,

наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише

речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навы-

ков использования словарей.

Грамматические навыки

Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые

ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированная

систематизация грамматического материала, усвоенного в основной

школе. Автоматизация грамматических навыков.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи

изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения;

систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных

предложениях, в том числе условных предложениях (Conditional I, II,

III).

Формирование навыков распознавания и употребления в речи

предложений с конструкциями I wish...; so/such that...

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи

глаголов в наиболее употребительных временных формах действитель-

ного залога: Present Simple/Indefinite, Future Simple/Indefinite, Past

Simple/Indefinite, Present and Past Continuous/Progressive, Present and Past

Perfect; системы модальности.

Знание признаков и навыки распознавания глаголов в следующих

формах действительного залога: Present Perfect Continuous, Past Perfect

Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple

Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive, Past Perfect Passive,

Future Perfect Passive; неличных форм глагола без различения их функ-

ций.

Формирование навыков распознавания и употребления в речи раз-

личных грамматических средств для выражения будущего времени: will,

going to, Present Simple и Present Continuous, в том числе в предложениях

с придаточными времени и условия.

Совершенствование навыков употребления определенно-

го/неопределенного/нулевого артиклей; имен существительных в един-

ственном и множественном числе (в том числе исключений).

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи

личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относитель-

ных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том

числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых

числительных.

Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и

совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах,

выражающих направление, место, время действия; о разных средствах

связи в тексте для обеспечения его целостности (например, наречий

firstly, finally, however и т.д.).

Орфографические навыки

Владение основными способами написания слов на основе знания

правил правописания; совершенствование орфографических навыков, в

том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в

лексико-грамматический минимум порогового уровня.



Речевые умения в различных видах речевой деятельности (го-

ворение, аудирование, чтение, письмо)

Продуктивные (экспрессивные) виды речевой деятельности

(говорение и письмо) направлены на порождение речевых сообщений в

устной и письменной форме.

Говорение

При развитии умений говорения программа учитывает следующие

параметры этого вида речевой деятельности:

* мотив - потребность или необходимость высказаться;

* условия - речевые ситуации;

* цель и функции - характер воздействия на партнера, способ

выражения;

* предмет - своя или чужая мысль;

* структура - действия и операции;

* средства - языковой материал;

* типы высказывания - диалоги, монологи;

* наличие или отсутствие опор.



Диалогическая речь

Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного

характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию,

диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа,

включающих элементы разных типов диалогов на основе новой темати-

ки, в тематических ситуациях официального и неофициального повсе-

дневного общения.

В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:

* участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;

* осуществлять запрос и обобщение информации;

* обращаться за разъяснениями;

* выражать свое отношение (согласие, несогласие, оценку) к

высказыванию собеседника, свое мнение по обсуждаемой

теме;

* вступать в общение (порождение инициативных реплик для

начала разговора, при переходе к новым темам); поддержи-

вать общение или переходить к новой теме (порождение ре-

активных реплик - ответы на вопросы собеседника, а также

комментарии, замечания, выражение отношения); завершать

общение.

Монологическая речь

Совершенствование умений устно выступать с сообщениями, ко-

торые характеризуются относительной непрерывностью, большей раз-

вернутостью, произвольностью (планируемостью) и последовательно-

стью по сравнению с высказываниями в диалогической форме.

В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:

* делать сообщения, содержащие наиболее важную информа-

цию по теме, проблеме;

* кратко передавать содержание полученной информации;

* рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обос-

новывая и анализируя свои намерения, опыт, поступки;

* рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры, аргумен-

ты, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры

своей страны и страны изучаемого языка;

* в содержательном плане совершенствовать смысловую за-

вершенность, логичность, целостность, выразительность и

уместность.

Письменная речь

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенство-

ванием умений связного, логичного и стилистически уместного оформ-

ления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли

в письменной форме предполагает также развитие умений создавать

различные типы и жанры письменных сообщений:

* личное письмо;

* письмо в газету, журнал;

* небольшой рассказ (эссе);

* заполнение анкет, бланков;

* изложение сведений о себе в формах, принятых в европейских

странах (автобиография, резюме);

* составление плана действий;

* написание тезисов, конспекта сообщения, в том числе на основе

работы с текстом.



Рецептивные виды речевой деятельности (аудирование и

чтение)

Аудирование

Развитие этого рецептивного вида речевой деятельности предпо-

лагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух, ко-

торые опираются на следующие психические процессы:

* восприятие на слух и узнавание;

* предвосхищение или вероятностное прогнозирование;

* смысловая догадка;

* сегментирование речевого потока и т.д.

Развитие умений аудирования направлено на понимание:

* основного содержания несложных звучащих текстов моно-

логического и диалогического характера: теле- и радиопере-

дач в рамках изучаемых тем;

* выборочной необходимой информации в объявлениях и ин-

формационной рекламе;

* относительно полное понимание высказываний собеседника в

наиболее распространенных стандартных ситуациях по-

вседневного общения.

Обучение аудированию предполагает также развитие умений:

* отделять главную информацию от второстепенной;

* выявлять наиболее значимые факты;

* определять свое отношение к ним, извлекать из аудиомате-

риалов необходимую или интересующую информацию.

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных

текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, ху-

дожественных и информационных (в том числе профессионально ориен-

тированных).

Требования программы предусматривают совершенствование

умений в следующих видах чтения:

* ознакомительное чтение - с целью понимания основного со-

держания сообщений, репортажей, отрывков из произведе-

ний художественной литературы, несложных публикаций

научно-популярного и технического характера;

* изучающее чтение - с целью полного и точного понимания

информации прагматических текстов (инструкций, руко-

водств, рецептов, статистической информации);

* просмотровое/поисковое чтение - с целью выборочного по-

нимания необходимой, интересующей информации из текста

статьи, проспекта и т.д.

Обучение чтению предполагает также развитие умений:

* выделять основные факты;

* отделять главную информацию от второстепенной;

* предвосхищать возможные события, факты;

* раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

* понимать аргументацию;

* извлекать необходимую, интересующую информацию;

* определять свое отношение к прочитанному.

Особое внимание в соответствии с программой должно уделяться

развитию умения понимать основное содержание текстов, включающих

незнакомую лексику.



В. Социокультурная компетенция

Кроме языковых (лингвистических) знаний о структуре языка,

правилах формообразования, словосложения и пр. обучающиеся должны

овладеть комплексом знаний социокультурного характера, а также зна-

ниями, помогающими овладевать учебными умениями и способствую-

щими более эффективному формированию когнитивной составляющей

коммуникативной компетентности. Обучающиеся углубляют различные

социокультурные знания и развивают умения понимать и воспроизво-

дить эти знания в процессе иноязычного общения.

Знания об особенностях жизни в поликультурном обществе, со-

циокультурных правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях

социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер об-

щения в иноязычной среде необходимы для владения правилами этикета

при осуществлении профессиональной деятельности в ситуациях офи-

циального и неофициального характера.



Г. Учебно-познавательная компетенция

Отличительной чертой программы является ее направленность на

развитие и совершенствование умений учебно-познавательной компе-

тенции. Целенаправленное формирование у обучающихся рациональных

приемов работы с учебным материалом обеспечит их дальнейшее ис-

пользование в самостоятельной работе и послужит основой для адекват-

ного самоконтроля и самооценки. К таким приемам относятся: приемы

культуры чтения и слушания; приемы работы с текстом; приемы работы

с лексикой; приемы краткой и наиболее рациональной записи: заметки,

составление плана, конспекта и пр.; приемы запоминания; приемы работы

со справочной литературой.

Предполагается также совершенствование следующих умений:

пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и ауди-

ровании; прогнозировать содержание текста по заголовку, началу; ис-

пользовать текстовые опоры - подзаголовки, таблицы, графики, шриф-

товые выделения, комментарии, сноски и пр.

Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами

самостоятельного приобретения знаний, например путем использования

двуязычных и одноязычных словарей и другой справочной литературы

(энциклопедии, каталоги, справочники, библиографические списки).

Формирование умений самостоятельно планировать свою учебную

деятельность, организовывать процесс обучения, в том числе в период

проектной работы в группах.



Д. Компенсаторная компетенция

Расширение диапазона умений использовать имеющийся ино-

язычный речевой опыт для преодоления трудностей общения, вызванных

дефицитом языковых средств, а также развитие следующих умений:

* использовать паралингвистические (неязыковые) средства

(мимику, жесты);

* использовать риторические вопросы;

* использовать справочный аппарат (комментарии, сноски);

* прогнозировать содержание текста по предваряющей ин-

формации (заголовку, началу);

* понимать значение неизученных языковых средств на основе

лингвистической и контекстуальной догадки;

* использовать переспрос для уточнения понимания;

* использовать перифраз/толкование, синонимы;

* осуществлять эквивалентные замены для дополнения, уточ-

нения, пояснения мысли.

Важное значение имеет владение умениями игнорировать лекси-

ческие и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного

содержания текста; использовать переспрос и словарные замены, мими-

ку, жесты в процессе устно-речевого общения.



Примерные темы учебных проектов

Выпуск газеты, альманаха о жизни учебного заведения

Подготовка информационного листка об избранной профессии

Подготовка программы туристического маршрута

Создание проспектов и сайтов учебных заведений

Создание проспектов и сайтов родных городов и сел

Доклад о демографическом состоянии в регионе

Доклад об экологической ситуации в регионе

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Технический профиль



Модули, темы

Количество часов

НПО

СПО

156

78

Введение

1

1

1. Основной модуль

115

49

Описание людей (внешность, характер, личностные

качества, профессии)

8

4

Межличностные отношения

8

4

Человек, здоровье, спорт

12

5

Город, деревня, инфраструктура

10

4

Природа и человек (климат, погода, экология)

10

5

Научно-технический прогресс

6

3

Повседневная жизнь, условия жизни

11

4

Досуг

8

3

Новости, средства массовой информации

8

3

Навыки общественной жизни (повседневное пове-

дение, профессиональные навыки и умения)

16

7

Культурные и национальные традиции, краеведе-

ние, обычаи и праздники

12

5

Государственное устройство, правовые институты

6

2

2. Профессионально направленный модуль

40

28

Цифры, числа, математические действия

6

4

Основные геометрические понятия и физические

явления

6

4

Промышленность, транспорт; детали, механизмы

12

9

Оборудование, работа

6

4

Инструкции, руководства

8

5

Резерв учебного времени

2

2

Итого

156

78



Естественнонаучный профиль



Модули, темы

Количество часов

НПО

СПО

156

78

Введение

1

1

1. Основной модуль

115

49

Описание людей (внешность, характер, личностные

качества, профессии)

8

4

Межличностные отношения

8

4

Человек, здоровье, спорт

11

4

Город, деревня, инфраструктура

10

4

Природа и человек (климат, погода, экология)

10

5

Научно-технический прогресс

6

3

Повседневная жизнь, условия жизни

12

5

Досуг

8

3

Новости, средства массовой информации

8

3

Навыки общественной жизни (повседневное пове-

дение, профессиональные навыки и умения)

16

7

Культурные и национальные традиции, краеведе-

ние, обычаи и праздники

12

5

Государственное устройство, правовые институты

6

2

2. Профессионально направленный модуль

40

28

Цифры, числа, математические действия

6

4

Основные геометрические понятия

4

3

Основные физические явления

8

4

Базовые химические понятия

8

4

Природа (природные катастрофы, защита окру-

жающей среды)

8

7

Научно-технический прогресс

4

4

Резерв учебного времени

2

2

Итого

156

78



Социально-экономический профиль



Модули, темы

Количество часов

НПО

СПО

156

78

Введение

1

1

1. Основной модуль

115

49

Описание людей (внешность, характер, личностные

качества, профессии)

8

4

Межличностные отношения

8

4

Человек, здоровье, спорт

12

5

Город, деревня, инфраструктура

10

4

Природа и человек (климат, погода, экология)

9

4

Научно-технический прогресс

6

3

Повседневная жизнь, условия жизни

12

5

Досуг

8

3

Новости, средства массовой информации

8

3

Навыки общественной жизни (повседневное пове-

дение, профессиональные навыки и умения)

16

7

Культурные и национальные традиции, краеведе-

ние, обычаи и праздники

12

5

Государственное устройство, правовые институты

6

2

2. Варианты профессионально направленных

модулей*

2.1. Модуль 1

40

28

Межличностные отношения (социальные и произ-

водственные)

6

4

Чувства, эмоции

6

4

Образование, обучение; профессии и специально-

сти, профессиональный рост, карьера

6

4

Страны, народы, история

6

4

Туризм, краеведение

4

4

Планирование времени (рабочий день, досуг)

6

4

Искусство, музыка, литература, авторы произведе-

ний

6

4

2.2. Модуль Social English

40

28

Функциональный язык (выражение согласия, несо-

гласия; высказывание и запрашивание мнения; ар-

гументация, контраргументация; просьба о помо-

щи, предложение помощи)

10

8

Модули, темы

Количество часов

НПО

СПО

156

78

Организация сферы обслуживания

4

2

Переписка

8

5

Питание, напитки

6

3

Правила этикета (пунктуальность, подарки, одеж-

да, угощение, общепринятые правила поведения и

темы для разговора; запретные темы; продолжи-

тельность визита, прощание и уход)

12

10

2.3. Модуль Business English

40

28

Профессии и профессиональные качества, карьера,

должности

6

4

Банки, финансовые инструменты, расчеты

7

5

Корпоративное устройство

5

3

Деловая переписка

10

8

Новости, средства массовой информации

6

4

Реклама

4

2

Резерв учебного времени

2

2

Итого

156

78





Гуманитарный профиль



Модули, темы

Количество часов

СПО

117

Введение

1

1. Основной модуль

77

Описание людей (внешность, характер, личностные

качества, профессии)

6

Межличностные отношения

6

Человек, здоровье, спорт

7

Город, деревня, инфраструктура

6

Природа и человек (климат, погода, экология)

8

Научно-технический прогресс

5

Повседневная жизнь, условия жизни

8

Досуг

5

Новости, средства массовой информации

5

Навыки общественной жизни (повседневное поведе-

ние, профессиональные навыки и умения)

10

Культурные и национальные традиции, краеведение,

обычаи и праздники

7

Государственное устройство, правовые институты

4

2. Профессионально направленный модуль

39

Описание людей (внешность, характер, личностные

качества)

4

Планирование времени (рабочий день, досуг)

3

Условия проживания, система социальной помощи

4

Межличностные отношения (отношения между пола-

ми, семейные отношения, отношения между предста-

вителями разных поколений, социальные отношения,

межконфессиональные отношения, расовые отноше-

ния)

6

Профессии и профессиональные качества, профес-

сиональный рост, карьера

6

Новости, средства массовой информации

4

Реклама

2

Искусство, музыка, литература, авторы произведений

6

Резерв учебного времени

4

Итого

117



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ



В результате изучения учебной дисциплины "Английский язык"

обучающийся должен знать/понимать:

- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой

данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

- языковой материал: идиоматические выражения, оценочную

лексику, единицы речевого этикета, перечисленные в разделе "Языковой

материал" и обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых

тем;

- новые значения изученных глагольных форм (видо-временных,

неличных), средства и способы выражения модальности; условия, пред-

положения, причины, следствия, побуждения к действию;

- лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную

информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики ре-

чевого общения;

- тексты, построенные на языковом материале повседневного и

профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные

документы по профессиям НПО и специальностям СПО;



уметь:

говорение

- вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнения-

ми/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их

комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в

бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргу-

ментацию, эмоционально-оценочные средства;

- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, про-

блематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события,

излагать факты, делать сообщения;

- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и

страны/стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведче-

ской и культуроведческой информации;



аудирование

- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на

изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;

- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видео-

текстов познавательного характера на темы, предлагаемые в рамках кур-

са, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

- оценивать важность/новизну информации, определять свое от-

ношение к ней:



чтение

- читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические,

художественные, научно-популярные и технические), используя основ-

ные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотро-

вое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;



письменная речь

- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и

делового характера;

- заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в

форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;



использовать приобретенные знания и умения в практической

и профессиональной деятельности, повседневной жизни.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Для обучающихся

Тимофеев В.Г., Вильнер А.Б., Колесникова И.Л. и др. Учебник анг-

лийского языка для 10 класса (базовый уровень) / под ред. В.Г. Тимо-

феева. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Тимофеев В.Г., Вильнер А.Б., Колесникова И.Л. и др. Рабочая тет-

радь к учебнику английского языка для 10 класса (базовый уровень) /

под ред. В.Г. Тимофеева. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Мюллер В.К. Англо-русский и русско-английский. - М.: Эксмо,

2008.

Осечкин В.В., Романова И.А. Англо-русский учебный словарь по

экономике и бизнесу. - М.: Феникс, 2008.

Лисовский Ф.В.. Новый англо-русский словарь по радиоэлектро-

нике: в 2 кн. - М.: РУССО; Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

Большой англо-русский политехнический словарь: в 2 т. - М.:

Харвест, 2004.

Англо-русский толковый словарь по вычислительной технике. - М.:

ЭКОМ Паблишерз; Бином. Лаборатория знаний, 2007.

Бгашев В.Н. Учебный англо-русский иллюстрированный словарь-

справочник по архитектуре и строительству. - М.: Высшая школа, 2005.

Мельникова О.А., Незлобина Е.И. Англо-русский и русско-

английский медицинский словарь. - М.: АСТ; Астрель, 2007.

Гниненко А.В. Англо-русский учебный иллюстрированный словарь.

Автомобильные и машиностроительные специальности. - М.: АСТ;

Астрель, Транзиткнига, Харвест, 2005.

Для преподавателей

Тимофеев В.Г., Вильнер А.Б., Колесникова И.Л. и др. Книга для

учителя к учебнику английского языка для 10 класса (базовый уровень)

(с вложением) / под ред. В.Г.Тимофеева. - М.: Издательский центр

"Академия", 2007.

Тимофеев В.Г., Вильнер А.Б., Колесникова И.Л. и др. Сборник ди-

дактических материалов и тестов к учебнику английского языка для 10

класса (базовый уровень) / под ред. В.Г. Тимофеева. - М.: Издательский

центр "Академия", 2007.

Грамматика современного английского языка) / под ред.

А.В.Зеленщикова, Е.С.Петровой. - СПб.: Филологический факультет

СПбГУ; М.: Издательский центр "Академия", 2003.

Макнамара Т. Языковое тестирование. - М.: RELOD, 2005.

Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологиче-

ский справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.,

2001.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком:

изучение, обучение, оценка. - Страсбург: Департамент по языковой по-

литике; МГЛУ, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка...............................................

Примерное содержание учебной дисциплины....................

Введение....................................................................

1. Основной модуль........................................................

2. Профессионально направленные модули (вариативные)......

Примерные темы учебных проектов.................................

Примерный тематический план....................................

Технический профиль.....................................................

Естественнонаучный профиль........................................

Социально-экономический профиль...................................

Гуманитарный профиль.................................................

Требования к результатам обучения..............................

Рекомендуемая литература..........................................

Тимофеев Валерий Германович

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования

Ответственные за выпуск: Е.А. Рыкова, Л.Ю. Березина

Лаборатория содержания и технологий общего образования в системе

НПО и СПО Центра профессионального образования ФИРО



Компьютерный набор: С.Г. Кузнецова

Корректор: Г.В. Лаврик



Отзывы и пожелания просим направлять по адресу:

125319, Москва, ул. Черняховского, 9.

Федеральный институт развития образования Минобрнауки России

* В образовательном учреждении выбираются те вариативные модули,

которые соответствуют конкретным профилям профессионального

образования.