Индекс


ГОУ ВПО Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко



Учебная программа

     Дисциплина       Практическая фонетика английского языка.

Специальность      033200  - Иностранный язык.

2003 г.

Пояснительная записка.

     Курс практической фонетики предполагает постановку  произношения, развитие и  совершенствование навыков артикуляции и интонации английского языка.  Целью курса является автоматизация произносительных навыков, развитие навыка аудирования,  овладение элементами профессиональной подготовки. По завершении курса студенты должны иметь сформированные перцептивные  и  продуктивные навыки устной речи.  В задачи курса, следовательно, входит:

     1. Сформировать навык произношения, соответствующий орфоэпической норме стандартного британского варианта английского языка.

     2. Научить  интонировать  монологические и диалогические тексты с учетом их принадлежности определенному  стилю  речи:  информационному, научному, публицистическому, декламационному, разговорному.

     3. Студенты должны усвоить определенный теоретический материал  и оперировать им в практическом применении,  а именно:  провести фонетический анализ минитекста с использованием специальной терминологии  на английском языке.

     4. Совершенствовать навык аудирования и научить  студентов  понимать аутентичные  тексты,  записанные  носителями британского и американского вариантов английского языка.

     Обучение фонетике  на 1 курсе начинается с ознакомления студентов на русском языке с основными правилами произношения  и  интонирования, что сочетается  с практическим овладением звуковой стороной английской речи. Во II семестре студенты закрепляют полученные знания на английском языке и совершенствуют произносительные навыки.  Основными литературными источниками служат учебники Т.Т.Михайлюковой "Английский язык" для студентов  факультетов  иностранных  языков педагогических вузов и Т.И.Матюшкиной-Герке "Английский язык" для  студентов  фил. факультетов университетов. Основными  аудиокурсами являются «Практическая фонетика английского языка" Л.Н.Шуткиной и Т.Мура,  серия  диалогов  "Meet  the Parkers" (1-8  диалогов),  "Texts for Reading Comprehension" (Step1, 2, 3), диалоги из уроков канадского радио.

     Изучение теоретического  материала в III-IV семестрах носит более фундаментальный и углубленный характер.  В центре  внимания  находятся звуки и фонемы,  их классификация,  модификация в потоке речи,  законы слогоделения и акцентуации,  правила интонирования. Основными теоретическими источниками и практическими  пособиями на данном  этапе  являются учебник Л. Д. Кашурниковой "Практический курс английского языка  для  студентов  языковых  факультетов"  и   пособие Н. А .Антиповой "Английская интонация".

    В V семестре приоритетом пользуется направление изучения  фоностилистического аспекта речи.  Изучаются отдельные интонационные модели, студенты совершенствуют перцептивные и продуктивные навыки в информативной,  разговорном, академическом, декламационном и публицистическом стиле. Теоретический материал привлекается для проведения фонетического  анализа  минитекстов  с использованием терминологии на анг-

лийском языке.  Продолжается  совершенствование  практических  навыков устной речи и аудирования,  корректировка при необходимости произносительных навыков.  Основным учебным пособием является учебник М. А. Соколовой  "Практическая  фонетика английского языка" для факультетов английского языка педагогических вузов.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

     Постановка произношения:  чтение фонетических упражнений.  Транскрибирование слов.

     Постановка интонации:  чтение  упражнений и диалогов,  заучивание образцов.

     Выполнение упражнений на правила чтения.  Интонирование предложений, текстов, диалогов.

     Написание тонограмм . Аудирование коротких рассказов и диалогов.

     Изучение теоретической литературы,  устный опрос.  Аудирование  и чтение диалогов "Meet the Parkers", их драматизация, интерпретация.

     Аудирование рассказов, краткий пересказ, чтение, декламирование.

     Повторение изученного теоретического материала, анализ фонетических явлений в микротекстах.

     Изучение теоретической  литературы  по  проблемам фоностилистики.

Аудирование текстов в различных стилях (информативный,  академический, декламационный, публицистический, разговорный. Выполнение практических заданий, чтение прослушанных текстов в соответствии с требованиями стиля.

КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

     I семестр: зачет.      Письменная контрольная работа.

     1) Транскрибирование,  интонирование  диалога   (Шуткина, Трофимова, Урок 4)

     2) Транскрибирование,  интонирование текста, составление тонограммы последнего предложения текста с указанием фонетических явлений.

     Примечание: диалог и монолог прослушиваются дважды.

     II семестр: зачет.

     1) Теоретический вопрос по изученному материалу.

     2) Чтение текста по интонационной разметке (650-700 п.зн.) и фонетический разбор предложений на русском языке.

     3) Декламирование поэтического отрывка по выбору студента.

     III семестр: зачет.

     1.Теоретический вопрос по изученному материалу.

     2.Тест по аудированию.

     3.Декламирование рассказа (по выбору студента).

     IV семестр: зачет.

     1. Тест по аудированию. “The Three Wished” (Приятное чтение. Сост.: Г.С. Трофимова – Ижевск, 1992. – с. 63-65).

     2. Контрольное  чтение  художественного  текста  объемом 950-1000 п.зн.

     3. Фонетический  анализ  предложенного  мини-текста на английском языке.

     4. Теоретический вопрос по изученному материалу.



     V семестр: экзамен

     1. Тест по аудированию с определением стиля текста.

     2. Чтение текста объемом 15000 п. зн. в соответствии с требованиями фоностилистики и анализа стиля предложенного текста.

     3. Теоретический вопрос по изученному материалу.



Содержание.

     Понятие фонемы.  Классификация фонем. Аспирация, палатализация, ассимиляция. Слогоделение. Позиционная долгота гласных.

     Интонация. Ритм. Синтагма.  Фразовое  ударение.  Низкий  и высокий нисходящий и восходящий тоны.  Редукция.  Интонация  вопросов. Нисходяще-восходящий и восходяще-нисходящий тоны. Сильные и слабые формы служебных слов. Виды шкал. Правила чтения сочетаний звуков.

     Типология системы ударения. Ударение в словах. Фразовое ударение. Интонация вводных слов. Ритмические единства. Беглость речи. Мелодика. Нисходяще-восходящий мелодический тон.

     Органы речи.  Артикуляция и дыхательная гимнастика. Звуки и фонемы. Гласные и согласные фонемы.  Согласные фонемы, их классификация. Модификация согласных в потоке речи.  Гласные фонемы,  их классификация. Модификация гласных в потоке речи.

     Слогообразование и слогоделение.  Структура  слогов.  Ударение  в слове. Интонация и ее составные части. Фразовое ударение. Темп. Ритм. Интонация и ее лингвистические функции.

     Стилистическое использование интонации.  Интонационные  модели  и типы предложения. Составные части интонационных моделей. Сочетание тонов и их последовательность.

     Особенности интонация различных стилей:  информативного, научного (академического),  декламационного  (поэтического),  публицистического,  разговорного.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Теоретические вопросы к зачету II семестра

1. Характеристика важнейших явлений в произнесении согласных звуков: аспирация, ассимиляция, палатализация.

2. Позиционная долгота гласных. Редукция гласных в потоке речи.

3. Понятие интонации. Интонация вопросительных предложений в потоке речи.

4. Понятие синтагмы. Чтение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, деление их на синтагмы.

5. Ударение в простых и сложных словах. Логическое ударение в предложении.

6. Четыре типа слога.

7. Чтение слов автора, вводных слов, фраз и слов обращения в предложении.

8. Чтение окончания  –s  и –es  в существительных во множественном числе, в глаголах 3 л. ед.ч. Present Simple. Чтение окончания  -ed   в правильных глаголах II  и III  формы.

9. Чтение предложений с конструкцией There is/are.  Чтение обстоятельства места в начале предложения. Чтение вспомогательных и модальных глаголов в предложениях различного типа.

10. Ритм английского предложения. Чтение служебных и самостоятельных (знаменательных) частей речи в предложении.

11. Чтение “to” перед глаголами в неопределенной форме. Чтение предлога с местоимением в конце синтагмы.

План фонетического разбора предложения.

1. Какое предложение по типу коммуникации (утверждение, вопрос (какой?), восклицание, побуждение)?

2. Определение синтагм  (их количество).

3. Разбор синтагм по отдельности: какие части; какие слова ударные; на каком слове звучащий тон, какой он; деление на ритмические группы.

4. Отдельные фонетические явления: ассимиляция, редукция, позиционная долгота гласных, фразовое ударение, соединение двух взрывных фонем, соединение взрывной фонемы с носовым сонантом (носовой взрыв), взрывной фонемы с боковым сонантом (латеральный взрыв), аспирация, светлый или темный вариант фонемы [l];  соединяющий [r].

Теоретические вопросы к зачету  III семестра.

1. Типология системы ударения.

2. Ударение в словах.

3. Фразовые ударения.

4. Интонация вводных слов.

5. Ритмические единства.

6. Беглость речи.

7. Мелодика английского предложения.

8. Нисходящее – восходящий мелодический тон.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену  V семестра.

1. What does the term “phonostylistics” suggest? Speak on the issues that are integral to phonosrylistics.

2. Give a definition of an intonational style. Give semantic characteristic of every style.

3. What pitch levels are generally distinguished? What is a pitch range? Enumerate and define the pitch  - and stress sections of an intonation pattern.  What is the nucleus? Define each type of  nuclear tones.

4. What section of the intonation pattern is called “the Head”? What types of Heads are called Descending? What is meant by “the broken descending head”?

5. Describe each type of ascending and level heads.  What is a pre-head? What types of pre-head are generally distinguished?

6. Enumerate the main sentence types in English. What intonation patterns do the English use with each of the main sentence types?

7. Sentence Stress. Types of Sentence Stress.

8. Tempo of Speech (rate and pausation) Rhythm (rhythmic groups).  Rhythmical variations of  stress.

9. Informative Style.

10. Scientific Style.

11. Declamatory Style.

12. Publicistic Style.

13. Familiar Style.

Рекомендации для самостоятельной работы студентов

1 курс:     Аудирование и самостоятельная отработка техники чтения и интонирования по материалам Практической фонетики английского языка Шуткиной Л.Н., Трофимовой Г.С.,  аудиокурса “Meet the Parkers”, “Reading Comprehension (Book 2)”.

2 курс: Аудирование и интонирование текстов диалогов из учебников Blueprint, аудикурсов  Tuning In, Listening in Action, Meet the Parkers.

3 курс: Аудирование и самостоятельная отработка техники чтения репортажей     аудиокурса “Canadian English”.

Литература.

                                I курс

1. Шуткина Л.Н., Трофимова Г.С. Практическая фонетика английского языка. (Вводно-коррективный курс). - Ижевск, 1993.

2. Лукина Н.Д.  Фонетический вводно-коррективный курс английского языка. - М.: Высшая школа, 1985.

3. Т.И.  Матюшкина-Герке и др.  Учебник английского языка: Для I курса филологического факультета ун-ов.  - М.:  Высшая  школа,  1979.  -  с. 10-116.

4. 4.Ларшина А.М.,  Широких В.М. Ключ ..., отворяющий душу. Фон. практикум. - Глазов, 1996.

5. Easy English Dialogues. Аудиокурс.

6. Практический курс английского языка. 1 курс: Учебник для педвузов по спец. «Иностранный язык»/ Под ред. В.Д. Аракина – М.: ВЛАДОС, 1990. – с. 7-153, с. 322- 446.

7. Савватеева А.В. и др. Новый практический курс английского языка для студентов педагогических вузов: Первый этап обучения. Учебн.- М.: ВШ, 2000 – Part II, c. 317-589.

8. Практическая фонетика английского языка: Учебное пособие / Е.Б. Карневская и др. – Мн.: ВШ, 1990.

9. Приятное чтение. Тексты на английском языке для начинающих. / Сост.: Г.С. Трофимова. Ижевск, 1992. Аудиокурс.

10. Reading Comprehension. Step 1, 2. Longman, 1994. Аудиокурс.

                               II курс

1. Е.Я.  Антипова, С.Л. Каневская, Г.А. Пигулевская English Intonation. Л. Просвещение. 1974.

2. Meet the Parkers. Аудиокурс.



3. The Man Who Escaped. Аудиокурс.

4. Blueprint Intermediate / Upper Intermediate. Аудиокурс.

5. Tuning in. Аудиокурс.

6. Listening in action. Аудиокурс.

7. Приятное чтение. Тексты на английском языке для начинающих. / Сост.: Г.С. Трофимова. Ижевск, 1992. Аудиокурс.

8. Reading Comprehension. Step 3. Longman, 1994. Аудиокурс.

9. Кашурникова Л. Д. И др. Практический курс английского языка для студентов языковых  факультетов. М.: ВШ, 1993.

                               III курс

1. 1.М.А.Соколова. Практическая фонетика  английского  языка.  Учеб. для фак-тов англ. яз. пед. ин-тов. -М.: Гуманит. изд-во Владос, 1997.

2. Английский  язык  для студентов факультетов иностранных языков пед.  вузов.  III курс.:  Учеб.  / Н.Н.  Сальникова, С.Ю. Ильина, Г.А. Горб. - Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1997.

3. Test of English as a foreign language,  by M.A.  Pyle and M.E. Munyoz. Listening comprehension. 1991.

4. Canadian English. Аудиокурс.







     Дисциплина  Практическая фонетика английского языка.

     Для студентов факультета иностранных языков (английское отделение)

     Составитель Широких В.М., к.ф.н., доцент кафедры английской филологии.

     Учебная программа  содержит рекомендации по изучению фонетических явлений английского языка,  формированию  произносительных  навыков  у студентов английского отделения,  формированию навыков правильного интонирования.