Индекс


Глазовский Государственный педагогический институт

им В. Г. Короленко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина Теоретическая грамматика английского языка.

Специальность "033200 - Иностранный язык"

Учебный год 2009-2010

Ведущие преподаватели: лектор - Широких В.М.



Семестр VIII

Формы отчетности: контрольных работ (кол-во) - 1

экзамен



Всего часов: аудиторных 45

из них: лекций 30

практических 15

самостоятельная работа: 45

2009 г.

1. Тематический план

Наименование тем



Аудиторные

Лекции

занятия

Семинары

Самостоятельная работа

Предмет, цели и задачи курса,

междисциплинарные связи.

Базисные понятия

грамматики. Методы

лингвистических

исследований.

Понятия о грамматической

категории. Полевая структура

и градуальность языковых

единиц. Теория классов слов.

Классы слов в современном

английском языке.

Имя существительное.

Категория рода. Категория

числа. Категория падежа.

Категория детерминации

(артикль). Функции артиклей.

Глагол. Классификация

глаголов. Категории лица и

числа. Категория времени как

базисная категория, ее

реализация в формах

Indefinite, Continuous, Perfect,

Perfect Continuous.

Категория залога, категория

наклонения и их специфика в

современном английском

языке.

Категория финитности.

Неличные формы глагола.

Предмет и основные понятия

синтаксиса. Единицы

синтаксиса. Идиоэтническая

специфика современного

английского языка.

Словосочетание как строевая

единица синтаксиса.

Предложение как базисная

единица синтаксиса.

Категории предложения.

Аспекты изучения

предложения.

Структурная таксономия

предложения. Простое

предложение, модели его

описания. Конструктивная

модель.

Сложноподчиненное

предложение. Типология

придаточных предложений.

Сложносочиненное

предложение. Бессоюзное

сложное предложение.

Текст (дискурс), особенности

его организации. Единицы

текста и приемы связи.

Всего

Конспектирование.

Подготовка по

теоретическим вопросам.

4 ч.

Конспектирование.

Подготовка по

теоретическим вопросам.

5 ч.

Выполнение

практических заданий и

рефератов.

3 ч.

Конспектирование.

Выполнение практич.

заданий и рефератов.

Выполнение

практических заданий.

Конспектирование.

Подготовка по

теоретическим вопросам.

Выполнение

практических заданий.

Подготовка по

теоретическим вопросам.

Подготовка практических

заданий и реферативных

сообщений.

2. Методические рекомендации.

2.1. Требования к уровню усвоения программы.

В процессе изучения курса теоретической грамматики у студентов

должны сформироваться следующие научные представления:

- об особенностях грамматического строя языка как единстве

морфологического и синтаксического уровней в контексте

парадигматики и синтагматики, языка и речи.

- Об особенностях языковых единиц в единстве грамматического

значения и морфологических показателей, связи лексического и

грамматического уровней, полевой организации языковых единиц.

- о грамматической категории и факторах ее реализации в системе

классов слов в современном английском языке, базисных частеречных

категориях.

- О базисных понятиях синтаксиса и аспектах его изучения,

идиоэтнической специфике строя современного английского языка и

факторах влияющих на синтаксическую организацию основных единиц

синтаксиса.

Помимо теоретических представлений студент должен уметь

идентифицировать и интерпретировать соответствующие

языковые явления и факты в их реальном бытовании, т.е. в

тексте.

2.2. Итоговый и промежуточный контроль.

Итоговый контроль осуществляется на экзамене, программа

которого предусматривает изложение теоретического материала и анализ

отрывка текста на предмет идентификации и интерпретации

представленных в нем грамматических явлений.

Промежуточный контроль проводится на семинарских занятиях в

процессе обсуждения теоретических вопросов, заслушивания и обсуждения

реферативных сообщений, анализа текстовых фрагментов, содержащих

соответствующие языковые явления. Возможно проведение в целях контроля

усвоения программного материала.

2.3. Рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Теоретическая грамматика современного английского языка занимает

значительное место в филологической подготовке учителя английского

языка в силу интегративного характера, высокого уровня генерализации и

эвристичности. Освоение данного курса создает необходимый

теоретический базис для написания курсовых и дипломных работ,

послевузовского образования. Усвоению программы способствует

соблюдение следующего алгоритма:

- уяснение базисных положений об сосбенностях грамматического строя

языка, его двух уровнях (морфология и синтаксис), основных единицах

данных уровней, специфике строя современного английского языка;

- ознакомление с совокупностью современных методов лингвистических

исследований;

- усвоение методологических принципов изучения грамматических

явлений (грамматическое значение, способы формообразования,

грамматическая категория полевая структура и градуальность в языке,

аспекты изучения синтаксиса, синтаксические отношения и средства

связи и др.);

- выполнение практических заданий, вопросов для самопроверки, тестов,

подготовки реферативных сообщений.

3. Контрольный срез.

1. Укажите способы формообразования в следующих словоформах: I-me,

teach-taught, will teach, asks, scarves, somebody's, this-these, go-went, has

stopped.

2. Определите значение видо-временных форм в отрывке; выпишите и

определите функции неличных форм глагола:

I was a young man and I lived in a modest apartment in London near Victoria

Station. Late one afternoon, when I was beginning to think that I had worked

enough for that day, I heard a ring at the bell I opened the door to a total stranger .

He asked me my name; I told him. He asked if he might come in.

I led him into my sitting-room and begged him to sit down. He seemed a trifle

embarrassed. I offered him a cigarette and he had some difficulty in lighting it

without letting go off his hat. When he had satisfactorily achieved this feat I asked

him if I should not put it on a chair for him. He quickly did this and while doing it

dropped his umbrella.

3. Охарактеризуйте приведенный ниже отрывок по следующим

параметрам:

- актуальное членение/тема-рема (предложение 1)

- структурные типы предложений (укажите номера предложений, напр.:

1 -ПП, 2-ССП и т.д.

- тема фрагмента текста и лексико-семантические приемы ее реализации

On the first of May аfter last year together at college? Frank Ashurst and his

friend Robert Garton were on a tramp. They had walked that day from Brent,

intending to make Chagford, but Ashurst's football knee had given out, аnd

according to their map they still some seven miles to go. They were sitting on a

bank beside the road, where a track crossed alongside a wood, resting the knee and

talking of the universe, as young men will. Both were over six feet, and thin as

rails; Ashurst pale, idealistic, full of absence; Garton queer, round-the-corner,

knotted, curly, like some primeval beast. Bothe had a literary bent; neither wore a

hat. Ashurst's hair was smooth, pale, wavy; Garton's was a kind of dark

unfathomed mop. They had not met a soul for miles.

4. Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Предмет теоретической грамматики, межпредметные связи.

Теоретическая и нормативная грамматика. Понятие грамматической

системы языка. Морфология и синтаксис.

2. Базисные понятия лингвистики и теоретическая грамматика. Язык и

речь, парадигматика и синтагматика. Система и структура языка.

Языковой знак . Грамматическое значение.

3. Способы (типы) формообразования в современном английском языке.

Грамматическая категория. Парадигма. Оппозиция.

4. Методы лингвистических исследований (дистрибутивный анализ,

компонентный анализ, трансформационный анализ и др.). Полевая

организация грамматических категорий.

5. Теория классов слов. Критерии выделения классов слов. Система частей

речи в современном английском языке.

6. Имя существительное. Проблема категории рода.

7. Категория числа и ее реализация в разных подклассах

существительных; процессы лексикализации.

8. Категория падежа существительных. Спорные вопросы; лексикализация

форм родительного падежа.

9. Категория детерминации (артикль) Неопределенный, определенный,

нулевой артикль и их функции.

10. Глагол. Общая характеристика. Классификация глаголов. Категории

числа и лица.

11. Категория времени как базисная категория глагола. Понятие о видо-

временных фоормах глагола. Реализация категорий времени/вида в

формах Simple Indefinite.

12. Реализация категорий времени/вида в формах Continuous/ Progressive,

Perfect Continuous.

13. Категория залога и ее специфика в современном английском языке.

14. Категория наклонения и ее специфика в современном английском языке.

Спорные вопросы интерпретации сослагательного наклонения.

15. Категория финитивности. Неличные формы глагола и их особенности.

16. Предмет синтаксиса и основные понятия: синтаксическая структура,

синтаксические единицы, синтаксические отношения, средства связи.

Единицы синтаксиса.

17. Идиоэтническая специфика современного английского синтаксиса

(типологический класс SVO, типы синтаксической связи, роль порядка

слов).

18. Словосочетание как строевая единица синтаксиса. Типы

словосочетаний в современном английском языке.

19. Предложение как структурно-коммуникативная единица синтаксиса.

Основные категории предложения (предикативность, модальность,

интонационный контур, структура).

20. Аспекты изучения предложения: актуальное членение, прогматика,

структура.

21. Таксономия предложений с точки зрения структуры (простое и

сложное предложение, основные разновидности сложного

предложения).

22. Простое предложение. Модели описания ПП. Конструктивная модель и

ее особенности.

23. Сложноподчиненное предложение, его особенности и типология.

Подходы к классификации придаточных предложений.

24. Сложносочиненное предложение. Союзы, их классификация и роль в

структуре ССП.

25. Бессоюзие (асиндетон) и его структурно-семантические особенности.

26. Текст (дискурс) и особенности его организации. Примеры и средства

текстовой/межфразовой связи.

Примерная схема анализа текстового фрагмента.

1. Указать категории основных классов слов (существительное, глагол) и

типы/способы формообразования. Отметить случаи лексикализации

форм, влияния лексического значения на реализацию грамматических

категорий.

2. Охарактеризовать синтаксис фрагмента по следующим параметрам:

структура предложений, коммуникативные типы, характер (тип) связи

предикативных частей, тема- рематическая организация (1-2

предложения).

3. Единицы текста и их организация по следующим параметрам:

тематическое единство, средства межфразовой связи (лексические,

семантические, синтаксические и др.)

Литература.

1. Основная.

1. Боронникова Н.В., Левицкий Ю.А. Синтаксис. Пермь, 2002.

2. Вейхман Г.А. Новое в английской грамматике.- М., 1990.

3. Иванова И.П., Бурллакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая

грамматика современного английского языка. - М., 1981.

4. Левицкий Ю.А. Грамматика современного английского языка. Курс

лекций. Пермский университет. -Пермь, 1997.

5. Орехова Н.Н. Теоретическая грамматика английского языка. Материалы

к семинарским занятиям.- Глазов, 2004.

6. Blokh M.Y. A course in theoretical English grammar.- M., 1990.

7. Ilyish B.A. The structure of Modern English. - L., 1971.

8. Iofik L.L., Chakhoyan L.P. Readings in the theory of English grammar.- L.,

1972.

9. Quirk R., Greenbaum S., Leech G. Svartvik J. A university, English

Grammar. M., 1983.

2. Дополнительная.

1.Бархударов Л.С. Очерки по морфологии английского языка. М., 1975

2.Есперсен О. Философия грамматики., 1958.

3.Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст.- Пермь, 1999.

4.Плоткин В.Я. Строй английского языка. М., 1989.

5.Смирницкий А.И. (1) Синтаксис английского языка. М., 1957. (2)

Морфология английского языка. М., 1959.

6.Starikova E.N. et al. Reading in Linguistics Aspects of the Theory of

Grammar.- K., 1984.

Программа составлена доктором филологических наук, профессором

Ореховой Н.Н.