Индекс
ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

им. В.Г. КОРОЛЕНКО

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина Теория и методика обучения иностранному языку

Специальность "050303.65 - Иностранный язык"

Учебный год 2009 -2010

Ведущие преподаватели: доцент, к.п.н. Поторочина Г.Е.

Семестр V, VI, VII семестр

Форма отчетности: зачет - V семестр

экзамен - VII семестр

курсовая работа - VIII семестр

ВКР - X семестр

Всего часов: аудиторных 108

из них лекций 50

практических 22

лабораторных 32

самостоятельная работа 108



2009 г.

Пояснительная записка

Курс теории и методики обучения иностранным языкам является одной из

профилирующих дисциплин, он призван подготовить учителей, способных

преподавать иностранные языки на высоком уровне.

В задачи методической подготовки студентов входят вооружение их

системой знаний по методике и формирование определенной совокупности

методических навыков и умений, обеспечивающих выполнение таких основных

педагогических функций, как:

1) конструктивно-планирующая;

2) организаторская;

3) коммуникативно-обучающая;

4) воспитывающая;

5) исследовательская.



Для этого необходимо:

1. Раскрыть главные компоненты теории современного обучения

иностранному языку в школе и на этой основе научить студентов использовать

теоретические знания при решении вопросов, относящихся к практике

преподавания.

2. Ознакомить студентов с современными тенденциями в обучении

иностранным языкам как в нашей стране, так и за рубежом.

3. Изучать положительный опыт преподавания лучших учителей-мастеров

педагогического труда.

4. Сформировать у студентов в ходе семинарских и практических занятий

умение, необходимое в практической деятельности учителя иностранного языка.

5. Приобщить будущих учителей к чтению специальной научно-

методической литературы с целью повышения их уровня профессиональной

квалификации.



Содержание лекционного курса

1. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука.

Ее предмет и основные методические категории. Связь методики с

другими науками. Теоретические основы методики обучения

иностранным языкам: основные положения педагогики и дидактики

в связи с методикой обучения иностранным языкам; влияние целей

обучения предмету "иностранный язык" в средней школе на

толкование дидактических принципов; общедидактические и

общеметодические принципы, их связь и взаимовлияние: принцип

ситуативности и коммуникативной направленности в обучении

иноязычному общению; принцип наглядности, виды наглядности;

коммуникативно-деятельностный подход к содержанию обучения

как основа стратегии обучения; проблемно-тематический подход

к содержанию обучения как принцип

4 ч.

актуализирующий социокультурные знания; индивидуально-

личностный подход к содержанию обучения как принцип,

определяющий формирование интеркультурной компетенции

обучаемых.

2. Роль и место иностранных языков в системе иноязычного

образования. Возможности учебного предмета "иностранный

язык" для развития личности учащегося, его способностей к

самопознанию и самоучению: специфика иностранного языка как

учебного предмета; отличительные особенности предмета

"иностранный язык" как учебной дисциплины; иностранный язык

как учебная дисциплина в системе школьного образования на

новом этапе исторического развития.

2 ч.

3. Система обучения иностранным языкам в средней школе:

содержание, цели, средства обучения иностранным языкам на

современном этапе.

2 ч.

4. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения

иностранным языкам в разных типах учебных заведений:

программа по иностранному языку для различных типов школ;

особенности учебного процесса по иностранному языку в

разных типах учебных заведений; компоненты содержания

обучения.

4 ч.

5. Система формирования фонетических, грамматических и

лексических навыков: цели, содержание и методика обучения

произносительной стороне речи; использование ТСО при

формировании фонетических навыков; цели, содержание и

методика обучения грамматической стороне речи; обучение

пассивной и активной грамматике; цели, содержание и методика

обучения лексической стороне речи; пути и приемы семантизации

лексики.

4 ч.

6. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности:

цели, содержание и методика обучения диалогическому общению:

этапы работы над диалогом; цели, содержание и методика обучения

монологическому высказыванию; обучение чтению как виду речевой

деятельности; условия, обеспечивающие понимание читаемого; виды

чтения; методика обучения чтению в старших классах; способы

контроля прочитанного; аудирование как цель и средство обучения;

использование ТСО при обучении аудированию; трудности при

аудировании на слух и в записи; требования к текстам для

аудирования; методика обучения чтению в начальных классах;

пути и приемы обучения технике чтения; способы и виды работы

над домашним чтением; формы контроля домашнего чтения.

6 ч.

8. Сравнительная характеристика современных методов

обучения. Проблема системы упражнений в методической

литературе: упражнение как методическая единица;

классификация упражнений.

2 ч.

9. Урок как основная единица учебного процесса: современный

урок иностранного языка; типы, виды уроков, технология их

проведения; структура урока и основные требования к уроку

иностранного языка на разных ступенях обучения; анализ урока

иностранного языка.

4 ч.

10. Планирование и его роль в обучении иностранному языку: виды

планов и их характеристика.

2 ч.

11. Контроль в обучении иностранному языку: текущий,

итоговый контроль; контроль знаний, умений, навыков по

иностранному языку; функции, объекты, формы, виды и способы

контроля; контроль навыков и умений практического овладения

иностранным языком.

2 ч.

12. Цели, задачи и особенности работы на начальном этапе

обучения иностранному языку.

2 ч.

13. Страноведческий и лингвострановедческий аспекты обучения

иностранному языку и гуманизация образования.

2 ч.

14. Самостоятельная работа по овладению иностранным языком как

резерв учебного процесса: виды и уровни самостоятельной работы;

роль пометки в организации самостоятельной работы.

4 ч.

17. Современные технологии обучения иностранному языку:

нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка:

обучение иностранным языкам с помощью интернет, проектная

деятельность на занятиях по иностранным языкам, презентации на

занятиях по иностранному языку; лексические и текстовые

технологии обучения устному иноязычному общению; технология

создания речевых ситуаций и игровые технологии. Использование

газет и журналов на уроках иностранного языка.

4 ч.

18. Анализ и обобщение педагогического опыта: обсуждение

практических вопросов обучения иностранным языкам, рубрик "Из

опыта школы", "Из опыта работы учителей-экспериментаторов

Удмуртии". (Творчество учителя в условиях эксперимента; по

страницам журналов "ИЯШ").

4 ч.

19. Основные направления в теории и практике обучения

иностранным языкам в истории отечественной и зарубежной школы:

обсуждение теоретических вопросов обучения иностранным языкам

по страницам журнала "ИЯШ"; проблема обучения иностранным

языкам и формирования коммуникативной интеркультурной

компетенции учащихся в отечественной и зарубежной дидактике.

2 ч.

Итого:

50 ч.

Содержание практических занятий

VI семестр

1. Урок иностранного языка в средней школе.

2 ч.

2. Система обучения иностранному языку в средней школе:

содержание, цели, средства обучения.

2 ч.

3. Формирование методического мышления. Обучение умению

планировать и конспектировать урок.

2 ч.

4. Роль личности учителя в воспитании и обучении.

2 ч.

VII семестр

1. Вопросы организации и интенсификации процесса обучения

иностранному языку.

4 ч.

2. Формирование методического мышления. Демонстрация

педагогических и учебных возможностей.

6ч.

3. Основы и пути методического мастерства.

4 ч

Итого:

22 ч.

КСР

12 ч.

Лабораторные

24 ч.

Самостоятельная работа студентов

1. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во

внеурочное время: культурологический подход к содержанию обучения;

дидактические основы обучения иноязычной культуре общения;

аутентичные материалы как основа обучения и приобщения учащихся к

культуре страны изучаемого языка.

2. Внеклассная работа по иностранному языку: пути и способы повышения

воспитательной и образовательной направленности внеклассной работы;

кружок немецкого языка: цели, задачи, особенности работы; способы

повышения мотивации в обучении иностранным языкам; роль факультатива

в обучении иностранным языкам.

3. Анализ и обобщение педагогического опыта: обсуждение практических

вопросов обучения иностранным языкам, рубрик "Из опыта школы", "Из

опыта работы учителей-экспериментаторов Удмуртии". (Творчество учителя

в условиях эксперимента; по страницам журналов "ИЯШ").

4. Основные направления в теории и практике обучения иностранным языкам

в истории отечественной и зарубежной школы: обсуждение теоретических

вопросов обучения иностранным языкам по страницам журнала "ИЯШ";

проблема обучения иностранным языкам и формирования

коммуникативной интеркультурной компетенции учащихся в отечественной

и зарубежной дидактике.

5. Современные технологии обучения иностранным языкам (дистанционное

обучение, проектная деятельность, игровые технологии и т.д.).

6. Проблемы форм обучения (классификация методов обучения).

7. Концепция обучения иностранным языкам на современном этапе развития

общества.

8. Иноязычная культура как цель обучения и средство формирования

интеркультурной компетенции будущих специалистов.

9. Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности.

10. Кабинет иностранного языка в средней школе. ТСО в обучении немецкому

языку в средней школе.

11. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка. Подготовка

учителя к уроку иностранного языка.

12. Требования к современному уроку иностранного языка. Типы и виды

уроков.

13. Принципы ситуативности и коммуникативной направленности в обучении

иноязычному общению на основе коммуникативного системно-

деятельностного подхода к обучению иностранным языкам.



Основная литература

1. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика

обучения иностранному языку. М. : ACADEMA, 2000.

2. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики, - М.

ACADEMA, учеб. пособ., 2002.

3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок

(современная технология). Методическое пособие. - М.: Педагогическое

общество России, 2004.

4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в

средней школе. М.,1982.

5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.

М., 1991.

6. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка.

Мастерство и личность. М., 1993.

7. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.,

1986.

8. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по

немецкому языку. М., 1989.

9. Бим И.Л., Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным

языкам : Хрестоматия. М., 1991.

10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. :

Просвещение, 1991.

11. Слободчиков В.А. Книга для учителя (из опыта работы). М. :

Просвещение, 1986.

12. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя

иностранного языка.-М., Высш.шк., 1997.

13. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранного

языка в школе //ИЯШ, 1996, N 1, с.5-13.

14. Пономарев Н.В. Гуманитаризация образования и концепция интегративного

курса по страноведению // ИЯШ, 1996 N 2, с. 19

15. Латышев Л.К., Семенов А.Л. Перевод. Теория, практика и методика

преподавания.- М., ACADEMA, 2005.

16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.

Лингводидактика и методика. - М., ACADEMA, 2005

Дополнительная литература



1. Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на

современном этапе развития общества. //ИЯШ, 1987, N 6, c. 29-33.

2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкого языка в средней школе. -М.,

Просвещение, 1988.

3. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. // ИЯШ, 1989,

N 1, с. 25-32.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.-

М.,1991, 202с.

5. Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования текстов как одного из

средств контроля в обучении школьников иностранному языку //ИЯШ, 1994 N 2,

с.15-21.

6. Савинова Н.Б. Иностранные языки в системе развивающего обучения.-

Оренбург: Изд-во ОИ УУ, 1997, 35с.

Дисциплина Теория и методика обучения иностранному языку

Для студентов факультета иностранных языков (немецкое отделение).

Составители: доцент кафедры романо-германской филологии, к.п.н.

Поторочина Г.Е.

Рабочая учебная программа по теории и методике обучения иностранному языку

предназначена для студентов немецкого отделения факультета иностранных

языков педагогического института. Программа имеет целью формирование

знаний методических основ преподавания иностранного языка в средней школе, а

также навыков преподавания немецкого языка.