Индекс


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

им. В.Г. КОРОЛЕНКО

Учебная программа

Дисциплина Теория и методика обучения иностранному языку.

Специальность 033200 - Иностранный язык.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цель данной дисциплины - формирование профессионально-методической

деятельности будущего учителя иностранного языка, подготовка студентов к

самостоятельной творческой работе учителя в период педагогической практики.

Основные задачи:

- сравнение современных методических направлений и методов обучения

иностранному языку (ИЯ), принятых в нашей стране и за рубежом;

- ознакомление студентов с основами методики обучения ИЯ;

- изучение вопросов, связанных с планированием, организацией и анализом

современного урока иностранного языка;

- ознакомление студентов со стандартами в области языкового образования,

программами;

- ознакомление с отечественными и зарубежными учебно-методическими

комплексами (УМК) и их практический анализ в свете современных

требований;

- анализ форм контроля, принятых в методике обучения ИЯ, в свете

современных требований обновления содержания обучения ИЯ в школе и с

учетом международных сертификационных экзаменов.

Одним из условий реализации данных задач является интеграция лингвистических,

психолого-педагогических, социокультурных знаний.

Задачей семинарско-практических занятий является закрепление теоретических

знаний, выработка у студентов системного подхода к решению методических задач в

области обучения ИЯ, формирование профессионально-методических навыков и умений,

развитие методического мышления. Необходимым условием реализации этих задач

является организация самостоятельной работы студентов, моделирование ситуаций

учебного общения, взаимоконтроль, использование профессиональной рефлексии,

демонстрация видеофрагментов уроков.

В процессе изучения курса методики студенты составляют методические разработки

для индивидуального профессионального портфеля, в состав которого входят: разработки

фрагментов по обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, образцы

контрольных заданий, планирование уроков на разных этапах обучения в школе,

тематическое планирование серии уроков, анализ одного из УМК по ИЯ.



II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.



В результате изучения курса методики обучения ИЯ студенты должны овладеть

предметными методическими знаниями:

- знанием основным методических категорий и закономерностей их

функционирования в учебно-воспитательном процессе;

- знанием современных методических направлений в нашей стране и за

рубежом;

- знанием концептуальных систем обучения, воплощенных в действующих

УМК по иностранному языку;

- знанием возможностей использования в учебном процессе современных

средств обучения;

- знанием особенностей обучения ИЯ в различных типах шкал и на разных

этапах обучения.

Кроме того, студенты должны знать обобщенные способы методических задач -

рациональную последовательность учебных действий ученика и обучающих действий

учителя, направленных на достижение поставленной на уроке задачи.

Вторым компонентом содержания методической подготовки студентов являются

профессионально-методические навыки и умения. Студенты должны овладеть

следующими практическими умениями:

- умением анализировать учебную ситуацию с позиции методических,

лингвистических и психолого-педагогических факторов;

- умением сформировать методическую задачу;

- умением отобрать учебный материал, прием, средства обучения, режимы

работы;

- умением дозировать учебный материал;

- умением выстраивать действия учащихся для овладения отобранным

материалом и для решения методической задачи;

- умением контролировать знания, умения и навыки учащихся;

- умением корректировать результаты своей обучающей деятельности и

учебной деятельности учащихся;

- умением аргументировать свои методические действия.

У студентов также должны быть сформированы технологические умения:

- умение проводить сопоставительный анализ языкового материала с целью

выявления трудностей его усвоения;

- умение моделировать речевые ситуации и формировать коммуникативно-

познавательные задачи;

- умение составлять упражнения, разрабатывать содержательные и

смысловые опоры для стимулирования речевой активности учащихся;

- умение фиксировать, классифицировать и исправлять ошибки в речи

учащихся.

У студентов должны быть сформированы и исследовательские умения:

- умение анализировать деятельность учащихся с целью выявления

возрастных индивидуальных особенностей учащихся, уровня их

обученности;

- умение анализировать учебники, учебные пособия, учебный материал с

целью их рационального использования;

- умение анализировать свои профессиональные знания и деятельность,

оценивать их адекватность методической теории, задачам урока и

конкретным условиям учебной ситуации с целью дальнейшего

совершенствования учебного процесса;

- умение работать с научной литературой (выделять методически значимую

информацию, осмысливать ее);

- умение наблюдать и изучать педагогический процесс с позиций

определенной методической проблемы;

- умение письменно излагать результаты исследования в виде доклада,

курсовой или дипломной работы.



III. ФОРМА КОНТРОЛЯ.

Зачет. (V семестр) На зачете проводится собеседование по вопросам и заданиям (см.

7.3.)

Зачет. (VI семестр) На зачете проводится собеседование по индивидуальным

разработкам студентов (практические задания выполняются при подготовке к

семинарским занятиям).



IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.



4.1. Разделы дисциплины "теория и методика обучения иностранному языку

(начальный этап)".

- Ретроспективный анализ предшествующего опыта в обучении английскому

языку на начальном этапе; понятие " начальный этап", важность

начального этапа для построения курса обучения английскому языку в

целом.

- Цели обучения английскому языку на начальном этапе.

- Содержание обучения английскому языку а начальном этапе.

- Принципы системы обучения иностранному языку.

- Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности на начальном

этапе: а) обучение аудированию.

- Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности на начальном

этапе - обучение говорению.

- Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности на начальном

этапе: обучение чтению.

- Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности на начальном

этапе: обучение письму.

- Уроки как основная единица учебного процесса. Особенности подготовки и

проведения урока английского языка в начальных классах.

- Учет психологических, возрастных и физиологических особенностей

младших школьников при планировании и проведении урока английского

языка в начальной школе.

Разделы дисциплины "Теория и методика обучения иностранному языку" (в

средней школе).

- Методика обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими

науками.

- Основные этапы развития методики обучения иностранным языкам.

- Цели и содержание обучения английскому языку в средней школе.

- Средства обучения английскому языку в средней школе.

- Понятие "навык" и "умение". Роль упражнений в формировании навыков и

умений.

* Обучение аспектам иностранного языка:

- Формирование фонетических навыков у учащихся средней школы.

- Формирование лексических навыков у учащихся средней школы.

- Формирование грамматических навыков у учащихся средней школы.

* Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности:

- Обучение аудированию.

- Обучение говорению.

- Обучение чтению.

- Обучение письму.

- Контроль в обучении английскому языку.

- Урок английского языка в средней школе. Типология уроков. Требования к

современному уроку. Тематическое и поурочное планирование.

- Современные учебно-методические комплексы по английскому языку для

средней школы (отечественные и зарубежные).

- Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в

средней школе.

* Современные технологии обучения английскому языку.

- Проект в преподавании ИЯ.

- Использование технических средств в обучении ИЯ.

4.2. Содержание разделов дисциплины "Теория и методика обучения иностранному

языку (в начальной школе)".

- Раскрывается понятие "начальный этап" в обучении иностранному языку;

обосновывается его важность для построения курса обучения в целом;

дается краткий анализ целей и содержания обучения на начальном этапе,

показываются изменения, которые вносились в программы обучения

разных лет; раскрывается эволюция в целях и содержании обучения

иностранным языкам на начальном этапе, показываются изменения,

которые вносят в указанные понятия в настоящее время.

- Подчеркивается важность понимания целей обучения на начальном этапе;

раскрываются как конечные, так и промежуточные цели для начального

этапа; показывается, как цели влияют на другие компоненты учебно-

воспитательного процесса и управляют ими. Главное внимание обращено

на раскрытие коммуникативной цели как определяющей возможности

выполнения воспитательной, образовательной и развивающей функции

предмета "иностранный язык". Показывается комплексный подход к

достижению целей на материале начального этапа обучения английскому

языку в школах разного типа.

- Рассматриваются три компонента содержания обучения иностранному

языку на начальном этапе: лингвистический, психологический и

методологический. Показывается, чему необходимо учить и почему нужно

учить именно этим компонентам содержания обучения.

- Рассматривается понятие "принципы", объясняется важность знаний

принципов системы обучения иностранному языку для учителя английского

языка. Выделяются специфические и общедидактические принципы.

Показываются пути реализации в процессе обучения принципов:

коммуникативной направленности в обучении ИЯ; дифференциации и

интеграции; учета родного языка; сознательности; активности;

наглядности; доступности и посильности; индивидуального подхода и

воспитывающего обучения. Раскрываются возможности учебного предмета

"ИЯ" для развития личности младшего школьника, его способностей к

самопознанию и самоизучению.

- Введение понятия "аудирование" - как вид речевой деятельности.

Рассматривается роль и место аудирования на начальном этапе обучения,

содержание обучения аудированию. Подчеркивается роль речи учителя на

уроке и ее характеристики для выполнения обучающей и воспитывающей

функции. Анализируется процесс обучения аудированию на начальном

этапе как цели и как средства обучения другим видам речевой деятельности

младших школьников.

- Рассматривается суть "говорения" как вида речевой иноязычной

деятельности учащихся. Показывается роль и место говорения на начальном

этапе при коммуникативно-ориентированном обучении иностранному

языку. Рассматривается содержание обучения говорению в каждой из форм

экспрессивной речи. Раскрывается технология обучения младших

школьников монологической и диалогической формам устной речи.

- Раскрывается суть "чтения" как вида иноязычной речевой деятельности

учащихся. Показывается роль чтения на начальном этапе, содержание

обучения чтению, подчеркивается важность формирования навыков чтения

вслух и про себя на начальном этапе. Рассматривается технология обучения

чтению на начальном этапе.

- Рассматривается вопрос о сути "письма" как вида речевой деятельности

младшего школьника. Подчеркивается роль письма при обучении

иностранному языку в средней школе и на начальном этапе.

Демонстрируется связь письма с чтением и устной речью учащихся.

Раскрывается содержание обучения письму при использовании его в

качестве средства обучения. Показываются трудности овладения графикой и

орфографией при изучении иностранному языку на начальном этапе.

Технология обучения письму (графике, орфографии) на начальном этапе.

- "Урок" - как основная единица учебного процесса. Показываются типы и

виды уроков на начальном этапе обучения иностранному языку.

Рассматриваются требования , предъявляемые к современному уроку

иностранного языка на начальном этапе. Описывается предварительная

работа учителя, предшествующая планированию урока английского языка в

начальной школе. Рассматривается содержание планирования урока

иностранного языка на начальном этапе. Подчеркивается важность

организации текущего и итогового контроля, функции и формы контроля на

уроке английского языка в начальной школе.

- Раскрывается необходимость и важность учета психологических.

Возрастных и физиологических особенностей младшего школьника при

планировании и проведении урока в начальной школе. Подчеркивается

возможность предмета "иностранного языка" для развития личности

учащихся, их способностей к самопознанию и само учению, к приобщению

к культуре страны изучаемого языка на уроке и во внеурочное время.

Содержание разделов дисциплины "Теория и методика обучения иностранному

языку" (в средней школе).

- Раскрывается понятие методики обучения ИЯ как науки и называются

факторы, определяющие ее научную самостоятельность. Подчеркивается

роль лингвистики и психологии в научном обосновании методики.

Рассматриваются методы исследования, применяемые в методике и их роль

в ее развитии.

- Дается краткий очерк истории методов в отечественной и зарубежной

методике (переводные, прямые, аудиолингвальный, аудиовизуальный,

смешанные); их цели, содержание, принципы, организация обучения.

- Рассматривается определение целей обучения английскому языку в

Программе по ИЯ для средней школы. Главное внимание обращается на

раскрытие коммуникативной целей как определяющей возможности

выполнения воспитательной, образовательной и развивающей функций

предмета "иностранный язык".

Раскрываются понятия "иноязычная культура", "межкультурная

компетенция". Обращается особое внимание на тот факт, что в настоящее

время обучение иностранной культуре" определяется как цель обучения в

средней школе.

Рассматриваются лингвистический, психологический и методологический

компоненты содержания обучения английскому языку в средней школе.

- Дается классификация средств обучения, используемых в средней школе,

определяются методические функции средств обучения. Кратко

характеризуются компоненты современных УМК для средней школы.

- Рассматриваются методические понятия "навык" и "умение".

Подчеркивается роль упражнений в формировании навыков и умений.

Дается классификация упражнений. Рассматриваются типы упражнений,

система упражнений для формирования и развития навыков и умений.

- Объясняется роль фонетических навыков в процессе формирования

иноязычной коммуникативной компетенции.

Рассматриваются способы введения и приемы объяснения фонетического

материала, а также система упражнений для формирования

произносительных навыков. Определяется роль и место фонетической

зарядки на уроке английского языка.

- Определяется роль лексических навыков в формировании иноязычной

коммуникативной компетенции. Рассматриваются способы ознакомления с

лексическими единицами и их выбор с учетом потенциальных сложностей.

Дается характеристика лексических навыков и умений, учитывая роль

синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании.

Рассматривается система лексических упражнений, направленная на

установление различных связей слова. Приводятся примеры приемов и

способов контроля лексических навыков и умений у учащихся.

- Объясняется роль грамматических навыков в процессе формирования

иноязычной коммуникативной компетенции. Анализируются подходы к

обучению грамматике в средней школе: ситуативный, структурно-

функциональный, системно-деятельностный, комбинированный.

Рассматриваются понятия межъязыковой и внутриязыкой интерференции,

и типология грамматических ошибок. Приводятся примеры форм контроля

уровня сформированности грамматических навыков.

* Обучение видам речевой деятельности:

- Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языкам.

Аудирование как цель и средство обучения. Анализируются трудности, с

которыми сталкиваются при восприятии звучащей речи, рассматриваются

возможные пути их преодоления. Подчеркивается необходимость

применения системы упражнений для формирования различных

механизмов аудирования. Рассматриваются этапы работы с аудиотекстом.

Приводятся примеры способов контроля сформированности данного

речевого умения.

- Монолог и диалог, их разновидности и характеристики. Рассматриваются

способы обучения говорению. Подчеркивается роль речевой установки и

опор при обучении говорению. Рассматриваются способы создания

реальных, условных и проблемных ситуаций на уроке. Приводятся примеры

способов контроля сформированности умений устно-речевого общения.

- Чтение как цель и как средство обучения иностранному языку в средней

школе. Дается характеристика этапов обучения чтению. Рассматриваются

виды чтения и система упражнений, направленная на обучение восприятию

прочитанного. Демонстрируется система работы с текстом. Приводятся

примеры способов контроля сформированности навыков и умений чтения.

- Раскрываются понятия "письмо" и "письменная речь" в лингвистике и

методике; обучение письму как цель и как средство обучения

иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, этапы

формирования навыков письменного общения. Место обучения письму и

письменной речи на уроке иностранного языка. Приводятся примеры видов

письменного контроля.

- Содержание контроля. Функции контроля. Объекты контроля, их

соответствие программным требованиям. Виды контроля: текущий,

тематический, рубежный, итоговый. Формы контроля сформированности

языковых и речевых навыков и умений, принятые в отечественной и

зарубежной практике обучения английскому языку. Взаимоконтроль и

самоконтроль. Способы исправления ошибок. Критерии оценки

сформированности языковых и речевых навыков и умений.

- Методическое содержание современного урока ИЯ. Раскрываются понятия:

индивидуализация, речевая направленность, ситуативность,

функциональность и новизна на уроке ИЯ; способы их обеспечения.

Рассматриваются требования к современному уроку ИЯ. Подчеркивается

необходимость использования различных режимов работы (фронтального,

группового, парного, индивидуального) на уроке ИЯ.

- Определение критериев анализа УМК. Соответствие УМК требованиям

программы, интересам и возрастным особенностям учащихся (отбор

тематики и проблематики, ситуаций общения; уровень языковой

сложности; объем материала); компоненты УМК и их взаимосвязь;

образовательный и воспитательный потенциал; адекватность и

приемлемость содержания культурного наполнения; простота

использования для учителя и для ученика; физические показатели и

долговечность; обеспечение контроля и оценки уровня владения ИЯ. Пути

интеграции и адаптации зарубежных УМК в российский образовательный

контекст.

- Раскрывается понятие методического стандарта. Современная концепция

обучения ИЯ в средней школе, метод, принципы и приемы обучения, отбор

речевого материала и учебной тематики.

- Рассматриваются современные технологии обучения ИЯ. Раскрывается суть

метода проектов и его роль в обучении ИЯ; Основные требования к

использованию метода проектов в процессе обучения ИЯ; этапы работы над

проектом. Раскрываются возможности применения интенсивного метода в

практике обучения в средней школе.

- Рассматриваются возможности использования технических средств на

уроках и во внеурочное время для обучения ИЯ. Раскрываются роль и

методические функции аудио, видеозаписей, компьютерных программ в

обучении ИЯ; методика их использования.

4.3. Тематика семинарских занятий по дисциплине. (начальная школа)

Занятие 1. Методы и приемы обучения английскому языку на начальном этапе.

Занятие 2. Средства обучения английскому языку на начальном этапе.

Занятие 3. Технология обучения английскому языку на начальном этапе.

Занятие 4. Система формирования фонетических, грамматических и лексических

навыков учащихся на начальном этапе.

Занятие 5. Основные направления в теории и практике обучения иностранному

языку в истории отечественной и зарубежной школы. Анализ и обобщение

педагогического опыта (на начальном этапе обучения).

Занятие 6. Творческие подходы к планированию и организации работы учащихся

на уроке иностранного языка в начальной школе. Особенности планирования и

проведения урока на начальной ступени обучения. Анализ и самоанализ урока

иностранного языка на начальном этапе обучения.

Тематика семинарских занятий по дисциплине. (средняя школа)

Занятие 1. Методика как наука и факторы, определяющие ее научную

самостоятельность.

Связь методики обучения иностранным языкам с другими науками.

Занятие 2. Основные этапы развития методики обучения иностранным языкам.

Современные методы обучения ИЯ.

Занятие 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе.

Занятие 4. Средства обучения иностранным языкам в средней школе.

Занятие 5. Методическое содержание современного урока иностранного языка. Виды

уроков иностранного языка.

Занятие 6. Обучение произносительной стороне говорения.

Занятие 7. Обучение лексической стороне говорения.

Занятие 8. Обучение грамматике.

Занятие 9. Обучение аудированию.

Занятие 10. Обучение монологической речи.

Занятие 11. Обучение диалогической речи.

Занятие 12. Обучение чтению.

Занятие 13. Обучение письму и письменной речи.

Занятие 14. Контроль в обучении иностранному языку.

Занятие 15. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку.

Занятие 16. Современные технологии обучения иностранному языку.

Занятие 17. Факультативные занятия по ИЯ. Внеклассная работа.

4.4. Содержание практических занятий по дисциплине. (начальная школа)

Занятие 1.

На основе видеозаписи №1 урока английского языка в начальной школе, проводится

анализ урока, фиксируется план урока с выделением этапов, анализируется речь учителя

на уроке. Оформляется письменный контекст видео-урока.

Занятие 2.

На основе видеозаписи №2 урока английского языка в начальных классах, студенты

составляют конспект урока по этапам и формируют методические задачи каждого этапа,

исходя из целей урока и его типа. Письменное оформление конспекта урока с

формулировками методических задач и речевыми установками учителя.

Занятие 3.

Проведение "микро-уроков" с опорой на собственный конспект; защита "проекта"

нетрадиционной формы урока в начальной школе, презентация "профессионального

портфеля" с наглядными пособиями для проведения урока иностранного языка в

начальной школе.

Содержание практических занятий по дисциплине. (средняя школа)

Занятие 1. На основе видеозаписи урока английского языка в средней школе, проводится

анализ урока, фиксируется план урока с выделением этапов. Студенты

составляют конспект урока по этапам и формулируют методические задачи

каждого этапа, исходя из целей урока и его типа студенты письменно

оформляют конспект урока с формулировками методических задач и

речевыми установками учителя.

Занятие 2. Студенты выполняют методический анализ материала § 1, 2 учебника для 8

класса В.П. Кузовлева. Студенты должны: 1) выделить в параграфе новый

языковой материал; 2) выявить те трудности, которые могут возникнуть у

учащихся при его усвоении; 3) продумать пути и способы преодоления этих

трудностей; 4) изучить рекомендации авторов учебника; 5) отобрать

упражнения из учебника, необходимые для тренировки и закрепления нового

материала; 6) предложить виды упражнений, отсутствующие в учебнике, но

необходимые для усвоения нового материала.

Занятие 3. Проведение микроуроков с опорой на собственный конспект.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендованная литература (основная).

1. Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. Методика обучения английскому языку на

начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: "Просвещение", 1999 г.

2. Общая методика обучения иностранным языкам: Хретоматия./Составитель А.А.

Леонтьев. М.: Рус. яз. 1991.

3. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие.

Минск: ВШ, 1997. Автор: Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др.

4. Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. Практическая методика обучения

иностранному языку. М.: Высшее образование, 2000.

5. Jane Willis. Teaching English Through English. A Course in Classroom Language and

Techniques. Longman, 1997.

Дополнительная литература:

1. М.З. Биболетова, Н.А. Добрынина, Е.А. Ленская, М.П. Трубникова. Книга для

учителя к пособию для обучения английскому языку в начальной школе. (первый

год обучения) - в 2-х частях. М.: "Новая школа", 1993 г.

2. Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская. Обучение английскому языку

детей 6 лет в 1 классе. В 2-х частях. М.: "Новая школа", 1993 г.

3. И.Н. Верещагина, М.И. Дубровин, Т.И. Притыкина. Учебник английского языка

для 2-го класса школ с углубленным изучением английского языка.

М.:"Просвещение", 1990 г.

4. И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. Книга для учителя у учебнику 2 кл. М.:

"Просвещение", 1995 г.

5. И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. Книга для учителя у учебнику 3 кл. М.:

"Просвещение", 1996 г.

6. Хамджамджан. Английский для малышей. М.: "Просвещение", 1985 г.

7. Г. Доля. Английский для малышей. М.: "Просвещение", 1993 г.

8. В. Скумтэ. Английский для малышей. М.: "Просвещение", 1991 г.

9. Susan Halliwell. Teaching English in the Primary Classroom. Longman., 2000 г.

10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

11. Пассов Е.И., Кузовлев В.П. , Царькова В.Б. Учитель иностранного языка.

Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1991.

12. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным

языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.:

Просвещение, 1991.

14. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному

языку. -М.: Дрофа, 2000.

15. The Practice of English Language Teaching. Jeremy Harmer, Longman. 1997.

Учебники:

1. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. Английский язык. Учебник для 8 класса

общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.

2. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для

8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1997.

3. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. Книга для чтения к учебнику 8 класса. М.:

Просвещение, 1997.

4. Т.Б. Клементьева, Д. Шеннон. Счастливый английский. Книга 2 для 7-9 классов

общеобразовательной школы. - Обнинск. Титул, 1997.

5. Т.Б. Клементьева, Д. Шеннон. Счастливый английский. Книга 1 для 5-6 классов

общеобразовательной школы. - Обнинск, Титул, 1996.

6. В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа. Книга для учителя к учебнику английского языка для 8

класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

1. Видео-уроки английского языка в начальных классах средней школы.

2. Видео уроки английского языка в средней школе.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- видеокласс;

- аудио и видеоаппаратура;

- наглядные пособия;

- учебники английского языка для начального этапа обучения.

- книги для учителя к 1,2,3 классам.

- учебники для средней школы.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ.

7.1. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы студентов по

подготовке к семинарским занятиям. (начальная школа)

Занятие 1.

1. В каких значениях используется слово "метод" в методике обучения иностранным

языкам?

2. Каковы основные функции учителя и учащихся в учебно-воспитательном

процессе?

3. Почему метод, как способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя

и учащихся, независим от системы обучения иностранным языкам?

4. Что такое "прием" как методическое понятие в обучении иностранным языкам?

5. Какова роль приемов в реализации метода и что влияет на выбор приемов при

ознакомлении, тренировке и применении знаний учащихся?

Занятие 2.

1. Что понимается под "средствами" обучения иностранному языку и как можно их

классифицировать?

2. Какие средства обучения относятся к основным, почему?

3. Что можно использовать в качестве вспомогательных средств обучения

иностранным языка на начальном этапе?

4. Как используются средства обучения, находящиеся в кабинете английского языка,

во внеурочное время для самостоятельной работы учащихся?

Занятие 3.

1. Что такое "технология обучения", на чем она основывается?

2. В каких формах может осуществляться на уроке английского языка общение?

3. Что входит в понятие "устной формы коммуникации"?

4. Что такое учебная речевая ситуация и каково ее назначение при коммуникативно-

ориентированном обучении на начальном этапе?

5. Что входит в понятие "письменной формы коммуникации" и в чем значение

овладение ею в современном мире?

Занятие 4.

1. Каковы приемы и примеры заданий при формировании фонетических навыков

младших школьников

а) на этапе ознакомления;

б) на этапе тренировки?

2. Каковы приемы и примеры заданий при оформлении грамматических навыков

учащихся

а) на этапе ознакомления;

б) на этапе тренировки?

3. Каковы приемы и примеры заданий при формировании лексических навыков

младших школьников на

а) на этапе ознакомления;

б) на этапе тренировки?

Занятие 5.

1. Каковы основные направления в теории и практике обучения иностранному языку

в истории отечественной школы? (Методика Е.И. Негневицкой, М.З. Биболетовой,

В. Скультэ и Г. Доля).

2. Обобщите и проанализируйте педагогический опыт работы учителей английского

языка в начальной школе (по публикациям в журнале "Иностранные языки в

школе).

3. Каковы основные направления в практике обучения иностранным языкам в

зарубежной школе? (Teaching English in the Primary School - by Susan Halliwell.)

Занятие 6.

1. Обобщите опыт творческого подхода к планированию и организации работы на

уроке в начальной школе (Лингвистическая гимназия №14, г. Глазов).

2. Какие этапы урока необходимо планировать для организации эффективной работы

учащихся в начальной школе?

3. Какие аспекты анализируются при посещении урока?

4. Что входит в понятие "самоанализ" урока иностранного языка?

5. Какие формы контроля планируются учителем в конспекте урока?

6. Какие "нетрадиционные" формы урока иностранного языка возможны на

начальном этапе обучения; особенности их планирования, подготовки и

проведения.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

по подготовке к семинарским занятиям (средняя школа):

Занятие 1.

? С какими смежными науками взаимодействует методика обучения иностранным

языкам, чем определяется данное взаимодействие?

? Какие методы исследования применяются в методике и какова их роль в развитии

методики как науки?



Занятие 2.

1. Подготовьте доклад об одном из методов обучения иностранным языкам:

грамматико-переводной метод; натуральный метод; прямой метод; метод Майкла

Уэста; метод Г. Пальмера; аудиолингвальный метод; аудиовизуальный метод;

сознательно-сопоставительный метод; смешанный метод; интенсивный метод;

сознательно-коммуникативный метод.

В докладе отразите цели данного метода, содержание, принципы и организацию

обучения.

Занятие 3.

1. В чем проявляется специфика иностранного языка как учебного предмета?

2. Как формулируются цели обучения иностранному языку в средней школе? В чем

суть каждой из целей?

3. Что составляет основу коммуникативной компетенции?

4. Что входит в понятия "иноязычная культура", "межкультурная компетенция"?

5. Назовите содержательные линии образовательной области иностранный язык.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте "Предисловие" к книге для учителя (авт. В.П. Кузовлев) к

учебнику для 5 класса и выясните как сформулированы цели обучения.

2. Проанализируйте УМК для 5 класса общеобразовательной школы (автор В.П.

Кузовлев) с точки зрения содержания обучения. Выясните, как реализуется в УМК

социокультурный подход к обучению ИЯ и развитие межкультурной компетенции

средствами ИЯ.



Занятие 4.

1. Что понимается под средствами обучения?

2. На какие группы делятся все средства обучения?

3. Какие современные технические средства используются на уроках ИЯ в средней

школе? Охарактеризуйте их роль для повышения эффективности обучения.

Задание:

Изучите компоненты современных отечественных и зарубежных УМК для средней

школы с точки зрения содержания и назначения.



Занятие 5.

1. Что такое "метод", "подход", "способ обучения", "прием обучения"?

2. Что такое навыки и умения?

3. Какова роль упражнений в формировании навыков и умений?

4. Каковы подходы к классификации упражнений?

Задание:

Проанализируйте УМК с точки зрения наличия в нем различных типов и видов

упражнений.



Занятие 6.

1. Какие навыки входят в состав фонетического навыка?

2. Каковы основные подходы к обучению фонетике?

3. Каковы причины возникновения фонетических ошибок у учащихся?

4. Какие упражнения применяются в практике обучения для формирования

фонетического навыка у учащихся?

Задание:

Составьте фонетическую зарядку для учащихся среднего этапа обучения (на

материале одного из уроков УМК для средней школы.



Занятие 7.

1. Каковы способы семантизации?

2. От чего зависит объем и качественные характеристики семантического поля

учащихся?

3. Какие виды упражнений способствуют формированию лексического навыка у

учащихся?

4. Какие упражнения применяются для активизации лексики в речи?

5. Каковы способы контроля лексических навыков?

Задания:

1. Разработайте фрагменты урока по ознакомлению и активизации новых слов (на

материале одного из уроков УМК по английскому языку для средней школы).

2. Подберите занимательные приемы обучения лексике.

Занятие 8.

1. Что означает понятие "грамматический речевой навык"?

2. Каковы подходы к формированию грамматических навыков у учащихся средней

школы?

3. Какие упражнения целесообразно применять для тренировки и для актуализации

грамматического материала?

4. Какие способы контроля уровня сформированности грамматических навыков

приняты в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ?

Задания:

1. Разработайте фрагмент урока по ознакомлению с новым грамматическим

материалом и его тренировке (на материале одного из урока УМК по английскому

языку для средней школы).

2. Предложите игровые приемы для обучения грамматике.

Занятие 9.

1. Каковы механизмы аудирования и способы их формирования и развития?

2. В чем заключаются трудности аудирования и каковы способы их снятия при

работе с аудиотекстом?

3. Этапы работы с аудиотекстом, их цели, содержание, особенности.

4. Каковы возможности аудирования для формирования смежных речевых и

языковых навыков и умений?

5. Различные способы контроля навыков аудирования.

Задание:

Составьте фрагменты урока по работе с аудитекстом на примере одной из учебных

тем УМК для средней школы.



Занятие 10.

1. Основные характеристики монологической речи.

2. Способы обучения монологической речи.

3. Способы создания необходимых опор при обучении монологу.

4. Формы контроля монологической речи.

Задание:

Предложите задания для контроля умений монологической речи.

Занятие 11.

1. Основные характеристики диалогической речи.

2. Способы обучения диалогической речи.

3. Этапы работы над диалогом-образцом.

4. Особенности и способы создания реальных, проблемных и условных ситуаций

общения на уроке.

5. Формы контроля диалогической речи.

Задание:

Составьте фрагмент урока по формированию диалогических умений на примере

одной из учебных тем УМК для средней школы.

Занятие 12.

1. Каковы механизмы чтения?

2. Какие основные виды чтения выделены в методике преподавания ИЯ?

3. Охарактеризуйте чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как

средство формирования смежных речевых и языковых навыков.

4. Назовите этапы работы над текстом и задания для каждого из этапов.

5. Предложите формы контроля умений чтения.

Задание:

Подберите тексты и предложите упражнения для формирования различных стратегий

чтения в зависимости от цели чтения.

Занятие 13.

1. Что понимается под письмом в лингвистике и методике?

2. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности и как способ

формирования смежных языковых и речевых навыков и умений.

3. Система упражнений по обучению письму.

4. Формы контроля умений письма.

5. Способы коррекции ошибок в письменных работах учащихся.

Задание:

Составьте фрагмент урока по формированию умений письма на примере одной из

учебных тем УМК для средней школы.

Занятие 14.

1. Что составляет содержание контроля?

2. Каковы функции контроля?

3. Что является объектами контроля при обучении ИЯ?

4. В чем проявляются достоинства и недостатки традиционных форм контроля и

тестовых форм контроля?

Занятие 15.

1. Сущность методического содержания урока иностранного языка.

2. особенности тематического и поурочного планирования.

3. Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке, способы их организации.

4. Способы обеспечения мотивации на уроке ИЯ.

Занятие 16.

1. Каковы методические функции игры на уроке ИЯ?

2. Основные требования к организации ролевой игры.

3. В чем заключается специфика организации работы учащихся по методу проектов?

Задание:

Проанализируйте УМК по английскому языку (авт. В,П, Кузовлев) для 8 класса и

выберите задания, в которых используется проектная методика.

Занятие 17.

1. В чем заключаются особенности факультативных занятий по ИЯ?

2. В чем состоит назначение внеклассной работы по ИЯ?

3. Формы и виды внеклассной работы по ИЯ.

7.2. Тематика рефератов и курсовых работ по теории и методике обучения

иностранному языку (на начальном этапе).

1. Некоторые основные педагогические компетенции, необходимые учителю на

уроке иностранного языка в начальной школе (реферат).

2. Обучение английскому языку в школах Великобритании. (реферат)

3. Игры со словами на начальном этапе обучения иностранному языку. (реферат0

4. Из истории методов обучения (Метод Пальмера, аудио лингвистический метод и

др) (реферат)

5. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового

образования. (курсовая работа)

6. Обучение интонации устного неподготовленного монологического высказывания

на начальном этапе. (курсовая работа)

7. Занимательные приемы на урока английского языка в начальной школе. (курсовая

работа)

8. Релаксация на уроках английского языка на начальном этапе обучения. (курсовая

работа)

9. Обучение младших школьников речевому этикету на уроках английского языка.

(курсовая работа)

10. Обучение младших школьников английскому языку с помощью компьютера.

(курсовая работа)

Примерная тематика курсовых работ по теории и методике обучения

иностранному языку (в средней школе).

1. Применение зарубежных УМК в обучении школьников английскому языку.

2. Использование музыки и песен в обучении английскому языку.

3. Использование коммуникативных игр для формирования речевых умений

учащихся.

4. Применение творческих заданий для развития речевых умений учащихся.

5. Особенности использования ролевых игр на уроке ИЯ.

6. Личностно-деятельностный подход в обучении иностранному языку и

возможности его реализации через проектную методику.

7. Способы обеспечения мотивации у учащихся на уроке иностранного языка.

8. Особенности и способы создания реальных проблемных и условных ситуаций

общения на уроке ИЯ.

9. Использование современных технических средств при обучении разным видам

речевой деятельности.

10. Нетрадиционные формы проведения уроков по английскому языку с целью

повышения интереса к изучаемому предмету.

11. Современные подходы к формированию грамматических навыков у учащихся.

7.3. Перечень вопросов и заданий к зачету по дисциплине "Теория и методика

обучения иностранному языку (на начальном этапе)".

1. Раскрыть понятие "начальный этап", его важность для построения курса обучения

иностранному языку в средней школе, дать краткий анализ целей и содержания

обучения иностранному языку на начальном этапе.

2. Проследить и показать эволюцию в постановке целей и в содержании обучения

иностранным языкам через ретроспективный анализ предшествующего опыта в

обучении английскому языку на начальном этапе.

3. Раскрыть "коммуникативную" цель обучения ИЯ на начальном этапе.

Проанализировать конечные и промежуточные цели для начального этапа

обучения ИЯ. Показать, как цели влияют на другие компоненты учебно-

воспитательного процесса и управляют ими.

4. Почему обучение английскому языку на начальном этапе строится на уровне

современных представлений о языке, речи, речевой деятельности и теории

усвоения? Раскрыть 3 компонента содержания обучения ИЯ: лингвистический,

психологический и методологический.

5. Объясните понятие "принципы обучения", доказать важность знаний принципов

системы обучения иностранному языку для учителя английского языка. Чем

отличаются общедидактические принципы от специфических?

6. Показать конкретные пути реализации в учебном процессе принципов:

коммуникативной направленности, дифференциации и интеграции; учета родного

языка, сознательности, активности, наглядности, доступности, посильности,

индивидуального подхода и воспитывающего обучения.

7. Раскрыть понятие "обучение аудированию" - как средству" на начальном этапе.

8. Показать трудности, возникающие при обучении аудированию в начальных

классах, какими способами преодолеваются эти трудности?

9. Объяснить суть "говорения" как вида иноязычной речевой деятельности, раскрыть

содержание обучения говорению в монологической и диалогической формах.

10. Раскрыть технологию обучения младших школьников говорению в каждой из

форм экспрессивной речи.

11. Объяснить суть "чтения" как вида иноязычной речевой деятельности, раскрыть

содержание обучения чтению на начальном этапе.

12. Объяснить технологию обучения чтению на начальном этапе, раскрыть трудности

при формировании навыков чтения и способы преодоления этих трудностей.

13. Показать суть "письма" как вида речевой деятельности младших школьников, в

чем заключается связь письма с чтение и устной речью?

14. Раскрыть трудности, возникающие при овладении графикой и орфографией на

начальном этапе.

15. Объяснить технологию обучения младших школьников письму; указать виды

письменных работ/заданий на начальном этапе.

16. В чем состоятся психологические особенности младших школьников и как они

учитываются учителем при планировании урока?

17. В чем состоят особенности творческих подходов к планированию и проведению

урока иностранного языка в начальной школе?

18. Каковы возможности предмета ИЯ для развития личности младших школьников,

их способностей к самопознанию и самоучению? Каковы возможности предмета

ИЯ в приобщении учащихся к культуре страны изучаемого языка?

19. Раскрыть требования, предъявляемые к современному уроку ИЯ на начальном

этапе, описать предварительную работу учителя, предшествующую планированию

урока.

20. Показать важность организации текущего контроля, функции и формы контроля

на уроке иностранного языка в начальной школе. Объяснить типы и виды уроков

иностранного языка на начальном этапе.

Перечень вопросов к экзамену по дисциплине "Теория и методика обучения

иностранному языку" (в средней школе).

Билет 1

1. Основные этапы развития методики обучения иностранным языкам.

Характеристика одного из методов (по выбору).

2. Ролевые игры в обучении иностранному языку. Основные требования к

организации ролевой игры.





Билет 2.

1. Интенсивные методы обучения иностранному языку (цели, содержание,

принципы, упражнения).

2. Приведите примеры упражнений для формирования фонетических навыков у

учащихся.

Билет 3.

1. Цели обучения иностранному языку в средней школе.

2. Этапы работы с аудиотекстом.

Билет 4.

1. Иноязычная культура как цель обучения.

2. Приемы введения и тренировки одного из времен английского глагола.

Билет 5.

1. Содержание обучения ИЯ, его лингвистический, психологический и

методологический компоненты.

2. Предложите способы контроля лексических навыков.

Билет 6.

1. Иностранный язык как предмет обучения. Дидактические и специфические

методические принципы обучения ИЯ.

2. Этапы работы над диалогом-образцом.

Билет 7.

1. Средства обучения иностранному языку и их методические функции.

2. Этапы работы над текстом и задания для каждого из этапов.

Билет 8.

1. Классификация упражнений. Типы упражнений. Система упражнений.

2. Коммуникативные игры на уроках ИЯ.

Билет 9.

1. Система уровней владения иностранным языком в отечественном и зарубежном

языковом образовании. Европейкий языковой портфель.

2. Способы коррекции ошибок в письменных работах учащихся.

Билет 10.

1. Методическое содержание современного урока иностранного языка.

2. Способы ознакомления с лексическими единицами и их выбор с учетом

потенциальных трудностей.

Билет 11.

1. Требования к современному уроку иностранного языка. Структура урока ИЯ и его

организация.

2. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков.





Билет 12.

1. Аудирование как цель и как средство обучения.

2. Обучение учащихся использованию опор при подготовке монологического

высказывания.





Билет 13.

1. Обучение произносительной стороне речи.

2. Возможности применения метода проектов в обучении иностранному языку в

современных УМК.

Билет 14.

1. Обучение грамматике в школе. Подходы к формированию грамматических

навыков у учащихся.

2. Приемы работы с видеозаписью на уроках ИЯ.

Билет 15.

1. Обучение монологической речи.

2. Характеристика УМК по английскому языку для средней школы (авт. В.П.

Кузовлев и др).





Билет 16.

1. Обучение диалогической речи.

2. Характеристика УМК по английскому языку для средней школы "Счастливый

английский" авт. Т.Б. Клементьева и др.





Билет 17.

1. Обучение чтению. Чтение как цель и как средство обучения.

2. Организация самостоятельной работы учащихся по овладению иностранным

языкам.

Билет 18.

1. Виды чтения и система упражнений по их формированию.

2. Особенности факультативных занятий по иностранному языку.





Билет 19.

1. Обучение письму как цель и как средство обучение иностранному языку.

2. Планирование. Виды планов и их характеристика.

Билет 20.

1. Контроль в обучении иностранному языку. Функции, объекты, виды и способы

контроля.

2. Внеклассная работа по иностранному языку. Формы и способы ее проведения в

школе.









Программа составлена ст. преподавателями кафедры английской филологии

Науман И.М., Чепкасовой Н.К.